ФАС vs Минэнерго: отменят ли запрет на ввоз в Россию иностранного топлива?

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

ФАС предлагает обсудить отмену запрета на ввоз в Россию бензина из других стран, сообщает gazeta.ru

«До 15 июля профильные ведомства могут предложить скорректировать срок запрета (запрет на импорт действует до 1 октября). Мы свою позицию сформулировали и хотим начать диалог в этом направлении», — цитирует «Российская газета» заявление начальника управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Армена Ханяна. 

По его словам, технически этот процесс не быстрый и, возможно, пока пройдут все процедуры, внутреннее производство уже закроет спрос. Однако психологически факт отмены моратория на импорт может оказать нужную поддержку рынка, снять напряжение.

Под «напряжением» Армен Ханян подразумевает рекордный рост биржевых цен на бензин марки АИ-95, с апреля более чем на 50%. В июне стоимость тонны АИ-95 на бирже достигла 57,3 тысячи рублей. По этому факту ФАС возбудила проверку, не исключая возможности сговора некоторых игроков рынка.   

Ханян подчеркнул, что считает решение о запрете импорта правильным, поскольку стояла задача обеспечить энергетическую безопасность государства и поддержать внутренние мощности нефтепереработки. Принималось решение в экстраординарной ситуации, и никто не мог наверняка сказать, что произойдет в будущем с экономикой. Могли получиться так, что к моменту выхода из пандемии часть отечественной энергетическо промышленности остановилась бы, а ее место уже заняло импортное топливо.

В Министерстве энергетики, напротив, не увидели причин для отмены запрета на импорт бензина и других видов топлива в Россию. Об этом говорится в сообщении ведомства, поступившем в РБК

«Минэнерго продолжает в ежедневном режиме отслеживать ситуацию на топливном рынке и на данный момент не видит повода для регуляторных изменений», — заявили в ведомстве. 

Как отмечает издание «Эксперт», Минэнерго считает, что запрет на импорт топлива необходимо сохранить — в стране производится достаточно собственного топлива для того, чтобы удовлетворить просевший из-за коронакризиса спроса — на 10–15% ниже июня 2019 года. Возможность досрочной отмены ограничений на импорт стоит рассматривать после нормализации рыночных условий, а пока нужно внимательно мониторить ситуацию. 

«Действие запрета не сказывается на ситуации с топливообеспечением регионов — предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, а запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в 10 суток. А товарные остатки держатся на уровне 1,4 млн тонн», — подчеркивают в Минэнерго. 

Как добавляет «Ъ», по вопросу нормативов продаж на бирже в министерстве указывают, что с учетом спроса, компании уже сейчас торгуют на бирже на уровне или выше старого норматива по всем нефтепродуктам. Так, по информации СПбМТСБ, за неделю с 17 по 23 июня среднесуточный объем торгов автомобильного бензина вырос на 1,6%. 

«Учитывая планы по наращиванию производства нефтепродуктов в июле, мы ожидаем сопоставимое увеличение продаж топлив на бирже. Рост, в том числе и биржевого оборота топлива, постепенно позволит российским НПЗ улучшить свои экономические показатели эффективности и постепенно выйти на полностью положительную маржу переработки в июле 2020 года по всей корзине продуктов», — пояснил замминистра энергетики. По данным ведомства, поставки бензина экологического класса 5 на внутренний рынок с 17 по 23 июня выросли на 3,7% (до 675,1 тыс тонн), при этом экспорт за тот же период снизился до 50,2 тыс тонн. 

«Несмотря на просевшие цены на нефть и укрепление рубля в предыдущие три месяца, цены на бензин в РФ обновили рекордный максимум на прошлой неделе», — напоминает изданию управляющий партнер Exante Алексей Кириенко. «И все это на фоне существенного падения внутреннего спроса. Вероятно, такой перекос в динамике розничных цен в сравнении с глобальной картиной и заставил ФАС поднять вопрос о снятии ограничений», — полагает аналитик.

Кристина Кузнецова