Фото: Stock.adobe.com

Argus прогнозирует восстановление спроса на главный российский сорт нефти в 2021 г. По мере преодоления последствий пандемии, сглаживания дисбаланса предложения и спроса на рынках нефти и нефтепродуктов рентабельность процессинга будет расти. Согласно прогнозам аналитиков Argus, экспорт Юралс из балтийских портов вырастет примерно на 250 тыс. баррелей в сутки по сравнению с декабрем 2020 г., до 1,11 млн баррелей в сутки, а из Новороссийска – на 30 тыс. баррелей в сутки, до 240 тыс. баррелей в сутки. 

У европейских переработчиков устойчивым спросом пользуется сырье с повышенным выходом газойля, поскольку Европа является одним из крупнейших рынков сбыта дизтоплива и других средних дистиллятов. Согласно выводам аналитиков Argus, этот фактор, а также невысокая стоимость доставки делают российский Юралс одним из наиболее востребованных сортов в Европе. В структуре морских поставок сырья в Северо-Западную Европу на долю отечественного сорта приходилось 19,5% в 2018 г. и почти 16% в 2019 г., по данным аналитической компании Vortexa. 

В 2020 г. ситуация изменилась. В марте стала резко снижаться маржа переработки в Европе, которая затем оставалась под давлением в течение всего прошлого года. Существенное ослабление спроса на нефтепродукты на фоне волатильности на сырьевом рынке привело к заметному сокращению доходности процессинга в Европе. В результате европейские НПЗ в прошлом году были загружены в среднем примерно на 70% номинальной мощности по сравнению с 80-85% в 2019 г.

Это стимулировало переработчиков пересмотреть свои производственные планы. Одним из изменений в европейской нефтепереработке по итогам прошлого года стало уменьшение доли морских партий Юралс в сырьевых корзинах нефтеперерабатывающих заводов в этом регионе. Участники рынка надеются на улучшение ситуации в 2021 г., но они по-прежнему опасаются неблагоприятных трендов в европейском downstream в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Так, маржа выпуска моторного топлива в четвертом квартале прошлого года была близка к 5-6 долларам за баррель, что покрывает лишь эксплуатационные расходы нефтепереработчиков. 

Согласно прогнозам, маржа процессинга в Европе вырастет в ближайшие годы. Однако рентабельность переработки останется ниже среднего показателя за последние пять лет. Фундаментальное улучшение ситуации возможно при снижении запасов нефтепродуктов и устойчивого восстановления спроса на бензин и авиационный керосин, перспективы роста остаются пока ограниченными.

Кроме того, положение европейских НПЗ усложнит запуск новых перерабатывающих мощностей в Китае и на Ближнем Востоке. В результате на 2025-2045 гг. прогнозировалось закрытие избыточных мощностей в Европе в объеме около 3,5 млн баррелей в сутки. Предполагалось, что этот процесс охватит простые в технологическом плане заводы с ограниченным доступом к финансовым ресурсам. Однако уже в течение 2020-2021 гг. крупнейшие европейские компании заявили о закрытии нескольких НПЗ по всему миру. Что касается Европы, в первом квартале компания Total закроет нефтеперерабатывающий завод во французском Гранпюи-Байи-Карруа мощностью 93 тыс. баррелей в сутки. Финская Neste приняла решение о закрытии НПЗ производительностью в 55 тыс. баррелей в сутки в Наантали. Gunvor из-за нерентабельности закрыла предприятие в Антверпене мощностью нефтепереработки в 115 тыс. баррелей в сутки, сообщает Argus.    

Нина Маркова