Добрый российский шлейф в русле латиноамериканского ТЭК оставлен февральской поездкой Сергея Лаврова по некогда пылавшему континенту Энергетика по-хорошему «вторглась» в повестку дня

Во всех странах обширного региона к югу от Рио-Гранде, посещенных на прошлой неделе главой российской дипломатии, прозвучали широкие и — добавим — позитивные отклики на итоги этого турне. В том числе — на те слагаемые обсужденной в Гаване, Каракасе и Бразилиа повестки дня, которые непосредственно связаны с нефтегазовым сектором региональных экономик.

Это, следует признать, симптоматично — и потому заслуживает внимания. Заслуживает потому, что столь ощутимая взаимосвязь внешнеполитической и энергетической тематики обычно не считается на «вершине международных дел» типичной или, тем более обязательной. Но гость из знаменитой высотки на Смоленской-Сенной площади как раз и раскрыл особую примету нашего времени — плотное созвучие большой политики с углеводородным ТЭК.

И действительно, в определенные моменты борьбы за полицентричный мир, как и за прочность материальной поддержки этого процесса, вносятся порою дополнительные акценты — параллельно с обсуждением «генеральных линий». Даже самые, казалось бы, узко-прикладные и конкретно-отраслевые темы предстают по-новому — крупнее. Они успешно внедряются дипломатами высокого ранга если не в сценарную канву тех или иных зарубежных встреч и консультаций, то уж, во всяком случае, в их общественный резонанс.

Кубинский ракурс

Добрые вести пришли, в частности, с социалистической Кубы. А ведь она недавно испытала ряд драматичных дефицитов и, как следствие, социальных тягот, причем не в последнюю очередь в болезненной для острова области топливного снабжения. Лавров же как раз и назвал целевые кредиты из РФ, призванные смягчить дружественной Гаване проблемы с нехваткой горючего. Один из этих займов успешно реализован (в своем товарном наполнении), а другой обретает весомое «танкерное содержание» в настоящее время.

Во многом спасительный для карибской страны атлантический маршрут «черного золота» заявил о своей недюжинной значимости еще в 1960 году, когда у кубинского пирса пришвартовался нефтевоз «Андрей Вышинский». С тех пор, хотя и с некоторыми перерывами, этот трансокеанский фарватер сотрудничества символизировал особую, даже исключительную важность своего создания и устойчивого функционирования. То есть зримо облегчал энергетическую «подпитку» целого государства, блокированного тисками 62-летнего торгового эмбарго своим могущественным северным соседом.

При этом «информационные империи» Запада всегда намекали на то, что Куба, якобы с «дальним валютным прицелом», хитрит(!). То есть завышает в диалоге со своими друзьями и ведущими партнерами объемы подлинных потребностей в привозной нефти и нефтепродуктах. Различными «голосами» утверждалось, причем давно, еще в эпоху существования СССР и Совета Экономической Взаимопомощи, будто Гавана с немалой выгодой перепродает советское сырье некоторым латиноамериканским странам. 

Преподносилось это в спекулятивных целях — как обман наивной Москвы кубинцами. Целью подобных пропагандистских кампаний неизменно было одно и то же: поссорить Кремль с беломраморным Дворцом Революции, у подножия которого вглядывается вдаль пророк и апостол независимости «антильской жемчужины» — Хосе Марти.

Опять чья-то «ложка дегтя в бочку нефти»?

Вот и в эти февральские дни за рубежом вышло в свет немало публикаций, двойственных по сути. Мол, на деле той же Кубе хватает углеводородного сырья, которое регулярно, без каких-либо срочных дополнительных инъекций, завозится из-за границы или производится на месте.

Это, во-первых, около 40 тыс. среднесуточных баррелей, добываемых в стране и идущих в основном на выработку электроэнергии. Это и 56 тыс. баррелей нефти и продуктов ее переработки, которые традиционно приходят из Венесуэлы. Это и свежая составляющая энергобаланса, которой раньше не было, — 23 тыс. баррелей в день из Мексики. Это, наконец, закупаемые ныне кубинцами на спотовых торговых площадках 10 тыс. баррелей дизельного топлива, «кухонного газа», бензина и керосинового горючего для авиации.

Итого — 129 тыс. баррелей. То есть даже больше, чем те 125 тысяч в сутки, которые нужны стране согласно годовым данным кубинского Госкомстата. Стало быть, как едко подытоживают иные зарубежные аналитики, республика «прибедняется» в своих адресуемых россиянам заявках. В действительности же она, мол, либо не может совладать с острым инфраструктурным кризисом, либо не умеет тушить пожары, подобные недавней трагедии на резервуарах портового Матансаса. Или, быть может, она не выполняет своевременных ремонтных работ на предприятиях отрасли, либо вновь, как и в далекие годы, прибегает к невидимой коммерции в неких закулисных связях с соседями(!).

Что сказать по этому поводу? Авторы подобных «гипотетических» версий не учитывают, что Россия — это такая страна, которая сначала помогает верным друзьям в трудный для них момент, а уж потом по мере сил уточняет с собеседниками те или иные цифровые параметры своего сотрудничества.

На Ориноко тоже нуждаются в поддержке. Да и в советах — тоже

Если судить (как это делается на Западе) поверхностно и слишком бегло о втором «плече» министерской поездки, а именно о Венесуэле, то органичной взаимосвязи между геополитикой и нефтью в ходе этого этапа турне вроде бы не просматривалось. Но это лишь на первый взгляд. Ибо как раз на фоне каракасских переговоров и вызванного ими резонанса в страну прибыл под флагом Джибути супертанкер с крупной партией сибирской нефти Urals.

Можно, конечно, иронично парировать, что российско-венесуэльский геополитический диалог, как таковой, имеет-де мало общего с графиком коммерческих рейсов тех или иных судов. Но разве не напрашивается само собой ощущение символизма подобных смысловых совпадений? Рано или поздно даже завзятые скептики убеждаются: нечто жизненно важное для южноамериканского «нефтяного Эльдорадо» здесь наверняка присутствует. 

Да, поставки такого рода и впрямь нужны Боливарианской Республике. Они необходимы хотя бы для смешивания со сверхтяжелой оринокской нефтью на местных НПЗ для производства бензина. Первая за последние пять лет доставка жидких углеводородов объемом 1,7 млн баррелей из России — это временное, но, тем не менее, ощутимое облегчение для ослабленного трудностями последних лет венесуэльского даунстрима.

Сергей Лавров и сопровождавшие его лица уже перелетели из Каракаса в Рио-де-Жанейро (на встречу министров иностранных дел G20), когда в текущей южноамериканской хронике дополнительно «заиграл» еще один немаловажный момент. Собственно, на нем мы и остановимся ниже.

Градус противостояния вокруг Эссекибо спадает…

Словно позитивное эхо венесуэльских переговоров, пришла весть о том, что президент Боливарианской Республики смягчил конфликт в отношениях с соседней Гайаной. Да, преемник команданте Уго Чавеса направил гайанскому президенту Мохамеду Ирфааку Али примирительное послание «огромного уважения» к главе соседнего государства. И это — несмотря на взрывоопасную атмосферу последних месяцев в приграничном спорном регионе Эссекибо. Агентство Reuters оправданно расценило уже сам факт передачи этого письма гайанскому послу в Каракасе как «сигнал к снижению напряженности». 

Подвигла ли венесуэльцев к данной инициативе беседа с Лавровым? Ничего конкретного утверждать нельзя. Дипломатия остается высоким искусством доверительно-конфиденциальных контактов и договоренностей, часть которых так и оседает в архивах на долгие годы. Однако в данном случае невозможно отделаться от сильного впечатления: пребывание россиян в Каракасе определенно сыграло позитивную роль и на этом направлении. 

Другое дело, что, смягчая территориальные разногласия с самой Гайаной, Венесуэла в то же время не делает поблажек сырьевым «супермейджорам», оперирующим на шельфе Эссекибо. Прежде всего, речь идет о пионере гайанского глубоководного бума. Это крупнейший частный производитель углеводородов в мире — американская компания ExxonMobil. Глава ее филиала Алистер Рутледж обнародовал недавно планы бурения еще двух скважин в считающихся гайанскими прибрежных водах Атлантики. Это и рассердило президентскую команду в каракасском дворце Miraflores.

…Но «супермейджору» ExxonMobil все равно не поздоровится

Там еще не забыли о том, как в мае 2007 года, на гребне национализации основных долей на месторождениях в поясе Ориноко, ExxonMobil (а также ConocoPhillips и другие инвесторы), что называется, хлопнули дверью и покинули Венесуэлу. И вот сейчас, грозно заявив в телеэфире, что «данная корпорация ни за что не войдет в наши моря, и она должна об этом знать!», — Мадуро, по всей видимости, намекнул на готовность Боливарианских ВМС загородить своими кораблями шельфовые блоки перед лицом какой-нибудь армады Пентагона. Опасное, даже рискованное, намерение, — не так ли?

Чависты, однако, знают, что при любом, даже неблагоприятном исходе такой дуэли, атмосфера предстоящих президентских выборов в Соединенных Штатах будет вконец смазана. Да и что это за администрация в Вашингтоне, при которой грохот пушек слышен не только в Донбассе или в секторе Газа, но и под боком, в Карибах — на давнем «заднем дворе» США?! Именно так, и не иначе, наверняка будет рассуждать рядовой американский избиратель, пусть даже будучи приверженцем вконец запутавшихся демократов. 

Что сказать по этому поводу? У россиян накоплен собственный, причем тоже далеко не однозначный опыт контактов с ExxonMobil. Никто не забыл, как она демонтировала свою сверхтехнологичную буровую платформу на Карском море и, так сказать, вывела ее из многообещающего совместного проекта с «Роснефтью». Как не забыто и то, что апстрим-программа на Сахалине, которую, кстати, американский партнер высоко ценил, в итоге тоже оказалась подорванной энергетическими рестрикциями против Москвы.

Вместе с тем, в России столь же хорошо знают, что за любыми действиями заокеанских мега-игроков в сфере ТЭК бдительно наблюдают правящие круги США, или, как все чаще говорят за океаном, их подлинное — глубинное правительство. Остается надеяться на то, что и в революционной Венесуэле все-таки не станут «вешать всех собак» на одну, отдельно взятую ExxonMobil, а отнесутся к данному сюжету спокойно, по-философски. Тем более что мы находимся накануне невеселой даты 18 апреля с.г., когда Белый дом обещает заново ввести полномасштабные санкции против Каракаса.

Как говорил Остап Бендер, «это не Рио-де-Жанейро!». Но не ошибался ли он?  

То, что половина автопарка лимузинов, обслуживавших делегации G20 в фееричном Рио на минувшей неделе, работает на этаноле, напомнило иным «яростным борцам против перемены климата» нечто важное: для успешной экологической стратегии не обязательно крушить под корень традиционный нефтегазовый сектор. Можно, как это успешно делают бразильские друзья, наоборот, ускоренно развивать его, но одновременно переводить транспорт на горючее из отходов сахарного тростника. Или, скажем, из отходов кукурузы, если ее где-то произрастает больше. Сказанное, между прочим, высоко оценили наблюдательные и столь же доброжелательные российские гости…  

…Но зато их потребность в заправке министерского чартера Ил-96 для последующего, после форума в Рио, перелета (для беседы с президентом Луисом Инасио Лула да Силвой) в столицу республики — город Бразилиа — не оценили те, кто обслуживает такие лайнеры. Газета Valor Economico добыла информацию о том, что главный авиазаправщик страны, компания Vibra Energia, побоялась перекачать запрошенную порцию керосина на российский борт. Почему? Налицо — опасения вторичных санкций Вашингтона. Такие вот дела. Так не напрасно ли, спрашивается, легендарный Остап Бендер свято верил в торжество рыночных свобод вокруг «сахарных пляжей» Ипанема и Копакобана? Или это существовало лишь тогда — в незапамятные времена?

Так или иначе, озадаченные заправщики, как сообщает Nova Agency, посоветовали делегации Кремля обратиться напрямую за содействием к министру иностранных дел Бразилии Мауро Виейре. Что, видимо, и было сделано. Но все равно потерять перед вылетом пришлось несколько часов. Хорошо еще, что Лула наверняка понял уважительные причины опоздания. «Ну а сам Лавров, — продолжает Nova Agency, — объяснил, что в Бразилии почти не существует компаний по снабжению топливом, которые не находились бы в собственности у западных акционерных обществ»…     

…Да, без объединения усилий в борьбе за многополярный мир, как свидетельствуют даже такие курьезные сюжеты, планете уже не обойтись. Дело не только в том, что в Казани, куда Лула намечает прилететь осенью на форум БРИКС, его самолет наверняка будет дозаправлен, в отличие от «керосиновых казусов» Рио, без проблем. Дело, как говорят, — в принципе.

Павел Богомолов*
Кандидат политических наук

*В 1981-1987 гг. автор жил и работал в Гаване, выполняя обязанности собкора «Правды» в Республике Куба и странах Центральной Америки. Период 2005-2010 гг. П.В. Богомолов провел в Каракасе — в должности PR-менеджера филиала компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз».