Экономический кризис и коронавирус не имели никакого негативного влияния на китайскую нефтегазовую промышленность в первом квартале 2020 г. На руинах мирового нефтегаза, разрушенного мартовской «ценовой войной» Саудовской Аравии и России, побеждает Китай, как крупнейший импортер и потребитель углеводородов. Но КНР не только потребляет и скупает подешевевшее сырье, но и наращивает поставки в другие страны нефтепродуктов, производимых на китайских НПЗ. 

Несмотря на рисуемый в первом квартале 2020 г. государственной статистикой экономический кризис (худшие показатели динамики китайского ВВП со времен Мао), КНР в то же время увеличила импорт нефти по сравнению со средним показателем за 2019 г., до 10,2 млн баррелей в сутки. Внутри страны добывалось 3,74 млн баррелей в сутки, тогда как переработка достигла показателя в 11,96 млн баррелей в сутки. Еще около 2 млн баррелей в сутки в первом квартале Китай закачивал в резервы, что в два раза превышает прошлогодний показатель в аналогичный период прошлого года. 

По итогам 2019 г. КНР импортировала 10,1 млн баррелей в сутки, обогнав по этому показателю США, чей нефтяной импорт составил в прошлом году порядка 7 млн баррелей в сутки. Примерно 55% поставок нефти в Китай пришлось на страны ОПЕК, это самый маленький объем импорта картеля в этом направлении с 2005 г. Среди стран-поставщиков в 2019 г. уверенно лидировала Российская Федерация, занявшая 15% китайского импорта, со средним уровнем поставок в 1,6 млн баррелей в сутки.

Дешевая нефть из недр российских и ближневосточных производителей идет в том числе на производство нефтепродуктов и их экспорт из КНР в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Экспортные поставки нефтепродуктов из Китая выросли в первом квартале текущего года до 18,02 млн т, или на 9,7%. Особенно успешным оказался экспорт из КНР бензина, дизеля и авиакеросина. 

По данным Argus, в последние два месяца стали расти поставки нефтепродуктов в АТР и из России. В середине апреля текущего года экспортный поток российских нефтепродуктов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона достиг 56,66 тыс. в сутки, в то время как в марте они были на уровне 54,96 тыс. т в сутки, а в феврале — 43,6 тыс. т в сутки. Более половины всех отгрузок из России в АТР составил мазут. Главным направлением экспорта для российских поставок в последнее время был Сингапур, но в этой стране с 7 апреля по 4 мая введен частичный карантин. Кроме того, этой весной растет поток нафты из России в Японию, несмотря на введение властями страны режима ЧС в апреле. 

Мария Кутузова