Маркер президента
26 апреля 2006 года жесткое административное продавливание экономически выгодного, но экологически безответственного маршрута нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), пролегающего по береговой кромке Байкала, неожиданно и сенсационно натолкнулось на непреодолимое препятствие. На проходившем в Томске совещании с сибирскими губернаторами Владимир Путин, взяв в руку маркер, начертил трассу ВСТО значительно севернее предлагаемого «Транснефтью» маршрута. Затем президент прокомментировал свой импровизированный чертеж:
— Нужно прислушаться к тем людям, что живут непосредственно у Байкала. Трасса должна пройти севернее… может быть, на 200 километров севернее, может быть, меньше или больше. Если есть хоть ничтожная доля опасности загрязнения Байкала, то мы, думая о будущих поколениях, должны сделать все, чтобы ее не просто минимизировать, а исключить.
Строительство трубопроводной системы должно улучшить экологическую ситуацию в регионе, в том числе, в районе озера Байкал… Давайте так договоримся — работу нужно начинать с двух сторон, и к моменту, когда вы подойдете к двум точкам, откуда нужно будет осуществлять обход Байкала, нужно разработать всю документацию, провести все необходимые изыскательские работы.
Сказано — сделано: через два дня строительство трубы началось. Еще через месяц «Транснефть» представила окончательный маршрут ВСТО: в районе Усть-Кута (Иркутская область) трасса резко поворачивает на северо-восток и затем, удаляясь от Байкала почти на 400 км севернее (!), идет по широкой дуге по территории южной Якутии — по левому берегу Лены и междуречью Лены и Алдана мимо Талакана, Ленска и Олекминска. У Алдана маршрут меняет направление на южное, и, идя вдоль железнодорожной ветки Амуро-Якутской магистрали мимо «угольной столицы» Нерюнгри и «столицы БАМа» Тынды, подходит к Транссибу. Что очень важно, по всему новому маршруту нет зон повышенной сейсмичности.
Помимо экологической безопасности, этот вариант существенно приблизил трубу к крупным нефтегазовым месторождениям — Ванкору (максимальная добыча — 30 млн нефти тонн в год), Куюмбе (11 млн тонн в год), Верхней Чоне (8 млн тонн) и Талакану (5 млн тонн), а также к газовым гигантам Ковыкта и Чаянда, которые в совокупности могут давать более 5 млн тонн газового конденсата в год. Кроме того, было очевидно, что наличие в этом районе магистральной трубы станет драйвером разработки крупных и средних месторождений Непско-Ботуобинской антеклизы — Ярактинского, Среднеботуобинского, Дулисьминского, Таас-Юряхского, Западно-Аянского, Лисовского, Санарского, Игнялинского, и ряда других.
Отметим, что правота «северного маршрута» была убедительно подтверждена через 4 года, в 2010 году, когда недалеко от Ленска из-за прорыва трубы во время ремонта произошла утечка почти полтысячи тонн нефти. Собрать удалось только треть этого количества, остальное впиталось в грунт.
Ревизия и реверс
В сентябре 2007 года руководитель «Транснефти» Семен Вайншток был «переброшен» на пост президента госкорпорации «Олимпстрой», возводившей спортивные и инфраструктурные объекты сочинской Олимпиады-2014. Увы, на этом специфическом Олимпе у Вайнштока, известного своей крайней жесткостью, что-то не срослось, и спустя всего полгода Семен Михайлович, только что разменявший седьмой десяток лет, покинул госкорпорацию.
Новым руководителем «Транснефти» стал Николай Токарев, бывший сослуживец Путина по дрезденской резидентуре внешней разведки КГБ. Практически сразу в компании началась ревизия вайнштоковского наследства, включая договора с крупнейшими подрядчиками строительства ВСТО. В первую очередь, был расторгнут контракт с «Краснодарстройтрансгазом» и принято решение о новом тендере на прокладку ключевого участка Алдан — Тында. Соответственно, был сдвинут вправо график запуска магистрали.
Невзирая на организационные пертурбации, в октябре 2008 года первый тысячекилометровый участок ВСТО был готов, и в трубу начала поступать нефть Талакана и Верхней Чоны (в реверсном режиме — на Тайшет). Спустя полгода «Транснефть» завершила сварку всей линейной части ВСТО-1 и начала строительство ответвления в Китай (Сковородино — Мохэ) на территории России. Одновременно в провинции Хэйлунцзян началось возведения китайской части ветки — от Мохэ до Дацина.
В июле 2009 года правительство РФ обнулило таможенную пошлину на экспорт нефти с месторождений Восточной Сибири, чем резко повысило коммерческую привлекательность ВСТО для нефтедобытчиков/грузоотправителей.
Первые десять лет
Под занавес 2009 года, 28 декабря, ровно через 5 лет после подписания стартового постановления правительства, первая очередь магистрали заработала в сторону Тихого океана. Соответственно, в Козьмино был загружен первый танкер, взявший курс на Гонконг; старт отгрузке дал лично Владимир Путин.
Экспортный сорт нефти, поставляемой по трубопроводу, получил отдельную маркировку, идентичную названию магистрали — Eastern Siberia Pacific Ocean (ESPO); цена «восточной смеси» привязана к цене Dubai Crude, притом что содержание серы в ESPO (0,62%) втрое ниже, чем в дубайской нефти.
Через год, в январе 2011 года, начались поставки нефти по ответвлению в Китай. Еще через два года заработала вторая очередь ВСТО, и нефть пошла в Козьмино не по железной дороге, а по трубе, что еще более удешевило поставки.
Год назад «Транснефть» вывела трубопровод на максимальную мощность — 80 млн тонн год (ВСТО-1) и 50 млн тонн нефти в год (ВСТО-2). Для достижения максимума нефтепроводчикам потребовалось ровно десять лет — это сравнительно небольшой срок с учетом того, что объемы транспортировки нефти по ВСТО сопряжены с объемами добычи в Восточной Сибири, которые пришлось наращивать практически с нуля.
Общая длина трассы составила 4740 км, стоимость строительства — 623 млрд рублей (по данным «Транснефти»). Таким образом, ВСТО стал вторым по масштабам инфраструктурным проектом в Сибири и на Дальнем Востоке после Байкало-Амурской магистрали. Отметим, что вдоль трассы ВСТО проложен газопровод «Сила Сибири».
Победителей не судят
Увы, строительство ВСТО было омрачено затяжным коррупционным скандалом, который начался еще при Вайнштоке. В августе 2007 года депутат Государственной Думы РФ Дмитрий Савельев попросил проверить эффективность инвестиций и законность расходования средств при строительстве ВСТО. Существенный факт — ранее, в 1998-1999 годах, Савельев руководил «Транснефтью» и был снят с этой должности в характерном стиле «лихих девяностых» — путем силового захвата офиса компании силами милицейского спецназа во главе с тогдашним министром топлива и энергетики РФ Виктором Калюжным. Следующим руководителем «Транснефти» стал как раз Вайншток, так что не исключено, что в жалобе Савельева имелся и личный мотив.
Как бы то ни было, в феврале 2009 года, по завершению прокладки первой очереди ВСТО, Счетная палата РФ сообщила об итогах проверки и отметила, что 78,5 млрд рублей были распределены между подрядчиками строительства без проведения конкурсов. Спустя год глава Счетной палаты Сергей Степашин, выступая в Госдуме, сообщил, что в отношении руководства «Транснефти» по фактам мошенничества возбуждено уголовное дело (сумма ущерба — 3,5 млрд рублей).
Еще через полгода заработала «тяжелая артиллерия» оппозиции — Алексей Навальный опубликовал документы, содержащие, по его словам, сведения о крупных хищениях в ходе строительства ВСТО. Тогда же Навальный озвучил и общую сумму якобы имевших место хищений — более 120 млрд рублей. Официально эти данные не подтвердились, а уголовное дело по мошенничеству было прекращено.
Точку в затянувшейся дискуссии снова, как и в вопросе маршрута ВСТО, поставил Владимир Путин — спустя еще год, в сентябре 2011 года, он заявил, что Счетная палата не выявила уголовной составляющей при расходовании капиталовложений на прокладку ВСТО. Оно и понятно — труба в тот период уже работала на всю катушку, а победителей, как известно, не судят. Тем не менее, экс-глава «Транснефти» Семен Вайншток, получив орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, от греха подальше уехал из России — сначала в Лондон, а затем в Израиль, где и живет до сих пор.
Популярная арифметика
В настоящее время арифметика поставок по ВСТО такая: в Сковородино поступает 80 млн тонн нефти в год, из которых на Мохэ и Дацин уходит до 30 млн тонн; остальная часть нефти — 50 млн тонн — по ВСТО-2 направляется в сторону Тихого океана. Из этого количества на Хабаровский и Комсомольский НПЗ суммарно поступает 13 млн тонн, оставшиеся 37 млн тонн предназначены на экспорт через Козьмино.
Текущие показатели работы нефтепорта близки к максимуму — по итогам 2019 года через терминал в Козьмино в страны Азиатско-Тихоокеанского региона отгружено 33,2 млн тонн нефти. Интересно, что японские потребители, изначально закупавшие более половины нефти, идущей через Козьмино, сегодня стали миноритариями — около 80% отгружаемого в нефтепорту сырья сегодня получает Китай, а Япония — всего 7%. Примерно столько же закупает Южная Корея, понемногу (1–2%) берут Сингапур, Новая Зеландия, Малайзия, США, Таиланд и Филиппины.
За весь период работы нефтепорта (декабрь 2009 — ноябрь 2020) в Козьмино загружено около 3 тыс. танкеров, которые вывезли на экспорт суммарно около 280 млн тонн нефти.
Григорий Волчек