Фото: АК «Транснефть».

Маркер президента

26 апреля 2006 года жесткое административное продавливание экономически выгодного, но экологически безответственного маршрута нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), пролегающего по береговой кромке Байкала, неожиданно и сенсационно натолкнулось на непреодолимое препятствие. На проходившем в Томске совещании с сибирскими губернаторами Владимир Путин, взяв в руку маркер, начертил трассу ВСТО значительно севернее предлагаемого «Транснефтью» маршрута. Затем президент прокомментировал свой импровизированный чертеж:

— Нужно прислушаться к тем людям, что живут непосредственно у Байкала. Трасса должна пройти севернее… может быть, на 200 километров севернее, может быть, меньше или больше. Если есть хоть ничтожная доля опасности загрязнения Байкала, то мы, думая о будущих поколениях, должны сделать все, чтобы ее не просто минимизировать, а исключить. 

Строительство трубопроводной системы должно улучшить экологическую ситуацию в регионе, в том числе, в районе озера Байкал… Давайте так договоримся — работу нужно начинать с двух сторон, и к моменту, когда вы подойдете к двум точкам, откуда нужно будет осуществлять обход Байкала, нужно разработать всю документацию, провести все необходимые изыскательские работы.

Сказано — сделано: через два дня строительство трубы началось. Еще через месяц «Транснефть» представила окончательный маршрут ВСТО: в районе Усть-Кута (Иркутская область) трасса резко поворачивает на северо-восток и затем, удаляясь от Байкала почти на 400 км севернее (!), идет по широкой дуге по территории южной Якутии — по левому берегу Лены и междуречью Лены и Алдана мимо Талакана, Ленска и Олекминска. У Алдана маршрут меняет направление на южное, и, идя вдоль железнодорожной ветки Амуро-Якутской магистрали мимо «угольной столицы» Нерюнгри и «столицы БАМа» Тынды, подходит к Транссибу. Что очень важно, по всему новому маршруту нет зон повышенной сейсмичности.

Помимо экологической безопасности, этот вариант существенно приблизил трубу к крупным нефтегазовым месторождениям — Ванкору (максимальная добыча — 30 млн нефти тонн в год), Куюмбе (11 млн тонн в год), Верхней Чоне (8 млн тонн) и Талакану (5 млн тонн), а также к газовым гигантам Ковыкта и Чаянда, которые в совокупности могут давать более 5 млн тонн газового конденсата в год. Кроме того, было очевидно, что наличие в этом районе магистральной трубы станет драйвером разработки крупных и средних месторождений Непско-Ботуобинской антеклизы — Ярактинского, Среднеботуобинского, Дулисьминского, Таас-Юряхского, Западно-Аянского, Лисовского, Санарского, Игнялинского, и ряда других.

Отметим, что правота «северного маршрута» была убедительно подтверждена через 4 года, в 2010 году, когда недалеко от Ленска из-за прорыва трубы во время ремонта произошла утечка почти полтысячи тонн нефти. Собрать удалось только треть этого количества, остальное впиталось в грунт.

Ревизия и реверс

В сентябре 2007 года руководитель «Транснефти» Семен Вайншток был «переброшен» на пост президента госкорпорации «Олимпстрой», возводившей спортивные и инфраструктурные объекты сочинской Олимпиады-2014. Увы, на этом специфическом Олимпе у Вайнштока, известного своей крайней жесткостью, что-то не срослось, и спустя всего полгода Семен Михайлович, только что разменявший седьмой десяток лет, покинул госкорпорацию. 

Николай Токарев

Новым руководителем «Транснефти» стал Николай Токарев, бывший сослуживец Путина по дрезденской резидентуре внешней разведки КГБ. Практически сразу в компании началась ревизия вайнштоковского наследства, включая договора с крупнейшими подрядчиками строительства ВСТО. В первую очередь, был расторгнут контракт с «Краснодарстройтрансгазом» и принято решение о новом тендере на прокладку ключевого участка Алдан — Тында. Соответственно, был сдвинут вправо график запуска магистрали.

Невзирая на организационные пертурбации, в октябре 2008 года первый тысячекилометровый участок ВСТО был готов, и в трубу начала поступать нефть Талакана и Верхней Чоны (в реверсном режиме — на Тайшет). Спустя полгода «Транснефть» завершила сварку всей линейной части ВСТО-1 и начала строительство ответвления в Китай (Сковородино — Мохэ) на территории России. Одновременно в провинции Хэйлунцзян началось возведения китайской части ветки — от Мохэ до Дацина.

В июле 2009 года правительство РФ обнулило таможенную пошлину на экспорт нефти с месторождений Восточной Сибири, чем резко повысило коммерческую привлекательность ВСТО для нефтедобытчиков/грузоотправителей.

Первые десять лет

Под занавес 2009 года, 28 декабря, ровно через 5 лет после подписания стартового постановления правительства, первая очередь магистрали заработала в сторону Тихого океана. Соответственно, в Козьмино был загружен первый танкер, взявший курс на Гонконг; старт отгрузке дал лично Владимир Путин. 

Экспортный сорт нефти, поставляемой по трубопроводу, получил отдельную маркировку, идентичную названию магистрали — Eastern Siberia Pacific Ocean (ESPO); цена «восточной смеси» привязана к цене Dubai Crude, притом что содержание серы в ESPO (0,62%) втрое ниже, чем в дубайской нефти.  

Через год, в январе 2011 года, начались поставки нефти по ответвлению в Китай. Еще через два года заработала вторая очередь ВСТО, и нефть пошла в Козьмино не по железной дороге, а по трубе, что еще более удешевило поставки.

Год назад «Транснефть» вывела трубопровод на максимальную мощность — 80 млн тонн год (ВСТО-1) и 50 млн тонн нефти в год (ВСТО-2). Для достижения максимума нефтепроводчикам потребовалось ровно десять лет — это сравнительно небольшой срок с учетом того, что объемы транспортировки нефти по ВСТО сопряжены с объемами добычи в Восточной Сибири, которые пришлось наращивать практически с нуля.

Общая длина трассы составила 4740 км, стоимость строительства — 623 млрд рублей (по данным «Транснефти»). Таким образом, ВСТО стал вторым по масштабам инфраструктурным проектом в Сибири и на Дальнем Востоке после Байкало-Амурской магистрали. Отметим, что вдоль трассы ВСТО проложен газопровод «Сила Сибири».

Победителей не судят

Увы, строительство ВСТО было омрачено затяжным коррупционным скандалом, который начался еще при Вайнштоке. В августе 2007 года депутат Государственной Думы РФ Дмитрий Савельев попросил проверить эффективность инвестиций и законность расходования средств при строительстве ВСТО. Существенный факт — ранее, в 1998-1999 годах, Савельев руководил «Транснефтью» и был снят с этой должности в характерном стиле «лихих девяностых» — путем силового захвата офиса компании силами милицейского спецназа во главе с тогдашним министром топлива и энергетики РФ Виктором Калюжным. Следующим руководителем «Транснефти» стал как раз Вайншток, так что не исключено, что в жалобе Савельева имелся и личный мотив.

Дмитрий Савельев

Как бы то ни было, в феврале 2009 года, по завершению прокладки первой очереди ВСТО, Счетная палата РФ сообщила об итогах проверки и отметила, что 78,5 млрд рублей были распределены между подрядчиками строительства без проведения конкурсов. Спустя год глава Счетной палаты Сергей Степашин, выступая в Госдуме, сообщил, что в отношении руководства «Транснефти» по фактам мошенничества  возбуждено уголовное дело (сумма ущерба — 3,5 млрд рублей). 

Еще через полгода заработала «тяжелая артиллерия» оппозиции — Алексей Навальный опубликовал документы, содержащие, по его словам, сведения о крупных хищениях в ходе строительства ВСТО. Тогда же Навальный озвучил и общую сумму якобы имевших место хищений — более 120 млрд рублей. Официально эти данные не подтвердились, а уголовное дело по мошенничеству было прекращено.

Точку в затянувшейся дискуссии снова, как и в вопросе маршрута ВСТО, поставил Владимир Путин — спустя еще год, в сентябре 2011 года, он заявил, что Счетная палата не выявила уголовной составляющей при расходовании капиталовложений на прокладку ВСТО. Оно и понятно — труба в тот период уже работала на всю катушку, а победителей, как известно, не судят. Тем не менее, экс-глава «Транснефти» Семен Вайншток, получив орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, от греха подальше уехал из России — сначала в Лондон, а затем в Израиль, где и живет до сих пор.

Популярная арифметика

В настоящее время арифметика поставок по ВСТО такая: в Сковородино поступает 80 млн тонн нефти в год, из которых на Мохэ и Дацин уходит до 30 млн тонн; остальная часть нефти — 50 млн тонн — по ВСТО-2 направляется в сторону Тихого океана. Из этого количества на Хабаровский и Комсомольский НПЗ суммарно поступает 13 млн тонн, оставшиеся 37 млн тонн предназначены на экспорт через Козьмино. 

Текущие показатели работы нефтепорта близки к максимуму — по итогам 2019 года через терминал в Козьмино в страны Азиатско-Тихоокеанского региона отгружено 33,2 млн тонн нефти. Интересно, что японские потребители, изначально закупавшие более половины нефти, идущей через Козьмино, сегодня стали миноритариями — около 80% отгружаемого в нефтепорту сырья сегодня получает Китай, а Япония — всего 7%. Примерно столько же закупает Южная Корея, понемногу (1–2%) берут Сингапур, Новая Зеландия, Малайзия, США, Таиланд и Филиппины. 

За весь период работы нефтепорта (декабрь 2009 — ноябрь 2020) в Козьмино загружено около 3 тыс. танкеров, которые вывезли на экспорт суммарно около 280 млн тонн нефти.

Григорий Волчек