Борьба нефтяников (и поддержавшего их Минэнерго) за получение налоговых льгот на добычу на обводненных месторождениях закончилась неожиданно, хотя и предсказуемо: льготы на 10 лет в общем размере в 350 млрд. рублей получила «Роснефть», и на этом вопрос был закрыт.

Почему именно «Роснефть»? У других нефтяных компаний тоже есть много обводненных месторождений. Это вызвало у них негодование, и, по сообщению СМИ, конкуренты «Роснефти» написали письмо премьеру Медведеву с запросом на предоставление им таких же льгот.

В связи с этой ситуацией у непосвященного человека встает вопрос, почему то тем, то другим компаниям постоянно выдаются какие-то льготы?   Почему нельзя придумать стройную систему, которая однообразно и беспристрастно применялась бы к российским компаниям безо всяких исключений и уловок? Каким образом вообще работает налогообложение нефтяной отрасли в России?

НДПИ, пошлины и «маневры»

В Российской Федерации все полезные ископаемые принадлежат государству. Правительство выдает добывающим компаниям лицензии на эксплуатацию месторождений, за которую они платят некоторую — обычно не очень большую — сумму.

После того, как начинается добыча, государство взимает с добывающих компаний определенную сумму за каждую единицу добытого из-под земли полезного ископаемого. Это и есть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Таким образом, НДПИ является аналогом «роялти» — оплаты государству-собственнику за приобретенные у него ресурсы, в нашем случае нефть.

Однако в России есть еще один чисто «нефтяной налог» — экспортные пошлины, которыми облагаются продажи нефти за границу. Разумеется, нефть, продаваемая внутри страны, или отправляемая на НПЗ, экспортными пошлинами не облагается.

Есть еще и обыкновенные корпоративные налоги, которыми облагаются нефтяные компании — налог на прибыль, налог на имущество и прочие. Они тоже приносят достаточно денег в казну, но в несколько раз меньше, чем чисто «нефтяные» НДПИ и пошлины на экспорт.

Наконец, существуют и акцизы на бензин, дизельное топливо, и некоторые другие нефтепродукты. Впрочем, часто акцизы рассматриваются правительством скорее как средство быстрого и легкого изъятия денег у населения, нежели чем как часть системы налогообложения нефтяной отрасли.

Пару лет назад правительство РФ решило провести так называемый «налоговый маневр». Смысл этого мероприятия, которое проводилось в несколько этапов на протяжении 2015–2017 годов, был в том, что размер экспортных пошлин снижался с одновременным повышением ставки НДПИ.

В рамках «налогового маневра» также были пересмотрены экспортные пошлины на нефтепродукты — размер этих пошлин был и остается привязанным к пошлинам на сырую нефть. Ставки для темных нефтепродуктов, таких как мазут и битум, в рамках «маневра» были повышены. С начала 2017 года они составляют 100% от пошлин на нефть. Ставки для светлых нефтепродуктов были снижены, например, по товарному бензину с 2017 года они были снижены с 78% в 2015 году до 30% в 2017.

Таким решением правительство пыталось поощрить нефтяные компании модернизировать свои НПЗ. До этого, как подозревало начальство, нефтепереработка активно использовалась для обхода экспортных пошлин — за границу гнался не требующий глубокой переработки мазут, экспортные пошлины на который в то время были значительно ниже, чем пошлины на нефть.

Не все НПЗ, однако, модернизированы к настоящему времени в силу разных причин – от отсутствия денег до невыгодности инвестиций из-за расположения производства вдали от рынков сбыта. Так что в результате «маневра» многие нефтеперерабатывающие производства стали глубоко убыточными.

Существует мнение, что процесс в рамках «налогового маневра» надо продолжать, и постепенно совсем отказаться от экспортных пошлин. Экспортные пошлины считаются анахронизмом, несовместимым с истинно свободным рынком. Почти ни в одной другой стране их нет. В России их отменяли еще в глубоких девяностых под давлением МВФ, но потом опять вынуждены были ввести из фискальных соображений.

Другие эксперты указывают на опасность того, что окончательная отмена пошлин может привести к серьезным трудностям в отечественной нефтеперерабатывающей отрасли и стать причиной периодических кризисов дефицита на внутреннем бензиновом рынке. Ведь нефтяные компании могут посчитать нужным сконцентрироваться на экспорте в ущерб переработке.

Прибыльность бизнеса переработки вообще невысока по сравнению с добычей и продажей сырой нефти. Если посмотреть финансовые отчеты нефтяных компаний, то можно увидеть, что EBITDA добычи обычно в несколько раз выше EBITDA переработки — если последняя вообще положительна. И это несмотря на то, что крупные российские компании в среднем обычно направляют на НПЗ около половины своей добытой нефти.

Причин недостаточной прибыльности переработки много, и основные это избыток мощностей и политика государства, заключающаяся в фактическом регулировании розничных цен на бензин и другое топливо. Оставаться отрасли на плаву позволял экспорт, в том числе мазута — примерно половина произведенных в России нефтепродуктов экспортируются.

Понятно, что в таких условиях при отмене экспортных пошлин на сырую нефть многие нефтяные компании предпочли бы просто забросить нефтепереработку. Даже если бы правительство вдруг решило отменить контроль над ценами на бензин, низкая покупательная способность населения не позволила бы выколотить из внутреннего рынка большого дополнительного дохода. Кроме того, есть мнение, что рынок бензина очень эластичен — что означает, что даже небольшое повышение цен на него приведет к значительному падению продаж.

Зачем вообще был нужен этот «налоговый маневр»? Понятно, что экспортные пошлины это плохо, но зачем в условиях де-факто регулируемой отрасли притворяться, что у нас свободный рынок и фактически выступать за увеличение цен на нефть внутри страны до уровня рынка внешнего?

Одной из главных причин изменения налоговой системы официально называют таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. У этих стран экспортные пошлины ниже, чем в РФ, а, стало быть, в условиях высоких российских экспортных пошлин существует риск того, что нефть начнут массово гнать за границу через наших соседей в ущерб российскому бюджету. Если этот аргумент и в самом деле был основным для принятия решения, это как раз такой случай, когда уместно сказать, что «хвост вертит собакой».

Увенчался ли успехом этот «налоговый маневр» правительства и как он повлиял на отрасль, трудно сказать. Он замышлялся, когда мировые цены на нефть превышали 100 долларов за баррель. Новые экономические реалии и международные санкции изменили положение дел нефтяной отрасли настолько сильно, что последствия этого «маневра» просто затерялись под ворохом новых проблем.

Как считаются НДПИ и экспортные пошлины

Для расчета ставки НДПИ применяется формула, которая в свой состав включает текущую рыночную цену на нефть на мировых рынках и курс рубля к доллару. Ставка налога умножается на тонну добытой нефти. По состоянию на 2017 году формула была такой:

919 x Кц – Дм

Где 919 рублей — это базовая ставка, Кц — коэффициент, отражающий мировую рыночную стоимость нефти, а Дм — это разные льготы, о которых поговорим ниже. Коэффициент Кц пересчитывается каждый месяц следующим образом:

где Ц – эта средняя за налоговый период цена нефти сорта «Юралс» за баррель. Эта ставка публикуется раз в месяц правительством России на основании данных ценового агентства Argus. Таким образом, если цена за баррель «Юралс» составит 15 долларов или ниже, ставка НДПИ составит ноль рублей;

Р – это среднее значение курса рубля к доллару за налоговый период .

Что означает коэффициент 261 в формуле? Это произведение минимальной цены на нефть в 9 долларов и курс рубля в 29 рублей, установленные в формуле, рассчитанной более десятилетия назад для фискального 2005 года. С тех пор эти показатели изменились, а коэффициент остался тем же. Формула НДПИ, таким образом, отвязалась от реального мира и превратилась просто в некий фискальный коэффициент.

Арифметически можно подсчитать, что в связи с девальвацией рубля в два раза фиксация этого коэффициента привела к росту ставки налога тоже в два раза.   Получился своего рода налог на девальвацию. Логика, возможно, была такая — раз для сохранения благополучия нефтяников обронили курс рубля, обобрав все остальное население, будьте добры, поделитесь с государством соответствующими дополнительными доходами.

Для примера рассчитаем базовую ставку НДПИ по состоянию на август 2017 года.  Согласно письму ФНС РФ от 18 сентября 2017 года «О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за август 2017 года» (пунктуация названия письма в оригинале соблюдена):

Федеральная налоговая служба доводит для использования в работе данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за август 2017 года:

средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 51,15 долл. США за баррель (Российская газета от 15.09.2017 N 208 (7374)); 

среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни налогового периода - 59,6497;

значение коэффициента Кц - 8,2618.

Таким образом, в августе 2017 года базовая ставка НДПИ составила 919 х 8,2618 = 7592,59 рублей за тонну нефти, или примерно 17 долларов за баррель.

Экспортные пошлины на сырую нефть рассчитываются в зависимости от среднего за месяц уровня цен на нефть «Юралс», публикуемой правительством.

Так, при превышении цены уровня 25 долларов за баррель, пошлина составит: 4 доллара + 30 процентов от суммы, превышающей порог в 25 долларов.

Например, в августе 2017 года, согласно письму Минфина, средняя цена «Юралз» составила 45,65955 долларов за баррель, следовательно, ставка пошлина была установлена в размере 4 + (45,65955 – 25) х ,30 = 10,2 долларов за баррель.

Заметьте, что в этих примерах ставка НДПИ за август 2017 года рассчитывалась на основе базовой цены нефти «Юралз» в 51,15 долларов, а ставка экспортных пошлин – на основе цены 45,65955 долларов. Это происходит потому, что экспортные пошлины устанавливаются за один месяц до налогового периода — в нашем случае информация о пошлине была опубликована Минфином 17 июля на основании рыночных данных за период с 15 июня до 15 июля.

Этот эффект называется в народе «ножницами Кудрина» — в условиях падения цен на нефть нефтяные компании вынуждены еще довольно длительное время оплачивать пошлины на основе предыдущего, высокого уровня цен. Впрочем, в условиях роста цен компании, наоборот, обогащаются за счет этих «ножниц».

В прошлом 2016 году (до завершения последнего «налогового» маневра) ставки были другим. НДПИ был ниже — базовая сумма составляла 857 вместо 919 рублей, а экспортные пошлины выше — вместо 30% использовалась ставка 42%.

Рассчитаем, сколько в сегодняшних рыночных условиях компании платили бы налогов, если бы оставались в силе ставки прошлого года:

НДПИ и экспортная пошлина с 1 барреля нефти в условиях августа 2017 года

Таким образом, в 2017 году компании сэкономили 1,4 доллара на одном барреле экспортируемой нефти. На нефти, используемой на внутреннем рынке, компании потеряли 1,1 доллара на баррель. Впрочем, те, кто успел модернизировать свои НПЗ, могли переработать эту внутреннюю нефть в бензин и отправить за границу — экспортные пошлины на светлые нефтепродукты, как мы уже указали, были снижены.

Льготы

У системы НДПИ есть крупный недостаток, наверняка сразу вам бросившийся в глаза. Дело в том, что этот налог не делает никакой разницы между тем, в каких условиях, и какого качества нефть добывается. Тяжелая или легкая, сернистая или «сладкая», добываемая в Поволжье или в Сибири за полярным кругом, обводненная на 99% или из новой скважины — для НДПИ это все равно. Себестоимость добычи и транспортировки может различаться в разы, а налог останется одним и тем же. Не учтено даже разное соотношение между баррелем и тонной по разным сортам нефти.

Естественно, такое положение ставит компании и отдельные месторождения в неравные условия. В результате компании все время стремятся выхлопотать себе разного рода льготы, которых накопилось очень большое количество. По некоторым данным, в настоящее время по базовой ставке НДПИ облагаются только 60 % добытой в России нефти. Общий объем льгот только по этому налогу в 2016 году составил около 400 млрд. рублей. Новые льготы для «Роснефти» добавят к этой сумме 35 млрд. рублей, то есть около 9%.

Какие сейчас существуют конкретные льготы по НДПИ?

  • НДПИ совсем не платится в отношении сверхвязкой нефти (вязкостью 10 000 мПа·с и более) и нефти, добытой из баженовских, абалакских, хадумских или доманиковых продуктивных отложений.
  • В некоторых случаях НДПИ рассчитывается особым образом — в виде процента от продажной (или рыночной цены) добытой нефти.

Такой порядок расчета налога установлен в отношении добычи на новых морских месторождениях (то есть тех, где добыча началась с 1 января 2016 года). Законом устанавливаются разные ставки в зависимости от месторасположения добычи — от 5% до 30%. Например, нефть, добытая в Печорском и Каспийском море, облагается по ставке 15%. В настоящее время под эту льготу подпадает одно только месторождение им. Филановского на Каспийском море, принадлежащее «Лукойлу».

  • НДПИ платится с определенной скидкой в случае добычи на некоторых трудных, малых и истощенных месторождениях, а также в определенных регионах страны. Это и есть коэффициент Дм в упомянутой формуле расчета НДПИ.

Скидка с НДПИ в расчете на одну добытую тонну нефти рассчитывается по следующей формуле в 2017 году:

Дм = 559 x Кц x (1 — Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан) — 306

где Кц = (Ц-15) х Р/26, что нам уже известно, а 559 и 306 – чисто фискальные коэффициенты. Кв, Кз, Кд, Кдв, Ккан — это и есть коэффициенты конкретных льготы.

Льготы могут использоваться одновременно, но они не складываются, а умножаются — то есть, грубо говоря, каждая последующая льгота применяется к уже уменьшенному результату формулы. В августе 2017 года максимально возможная льгота по всем вместе взятым основаниям составляла 559 х 8,2618 — 306 = 4 312,35 рублей за тонну, что составляет около 57% от базовой ставки, или 9,7 долларов за баррель.

Конкретные льготы таковы:

  • Льгота в отношении трудноизвлекаемой нефти в пластах с низкой проницаемостью и пластах тюменской свиты. Реальная скидка с базового размера НДПИ августе 2017 года составляла от 8% до 45% (от 1,4 до 7,6 долл. за баррель).
  • Льгота для сверхвязкой нефти (вязкостью более 200 мПа·с и менее 10 000 мПа·с). Применяется максимальная скидка, то есть 57% от НДПИ в августе 2017 года.
  • Льгота для истощенных месторождений, то есть участков недр (или в некоторых случаях конкретных залежей) со степенью выработанности запасов свыше 80%. Реальная скидка в августе составила от 0% до 39% от базовой ставки НДПИ пропорционально выработанности месторождения на этом отрезке (от 0 до 6,6 долл./барр.)
  • Льгота для малых месторождений (менее 5 миллионов тонн) на начальном этапе эксплуатации (где степень выработки не превышает 5%). Размер льготы пропорционален размеру месторождения по следующей теоретической шкале — если начальные запасы близки к 5 млн. тонн, льгота составит 0%, если запасы близки к нулю, льгота по состоянию на август 2017 годы составит 34% от НДПИ (5,8 долл./баррель).
  • Льготы для добычи в конкретных «трудных» районах. Применяется максимальная скидка, что в августе составило 57% от НДПИ, или 9,7 долл./баррель. Эти льготы ограничены определенными сроками и объемами добычи. Конкретные регионы добычи: Якутия, Иркутская область, Красноярский край; морская добыча за пределами Северного полярного круга; Азовское море; Ненецкий автономный округ, полуостров Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; Черное море; Охотское море, Каспийское море.

Существуют льготы и по экспортной пошлине на нефть.

От экспортных пошлин полностью освобождается произведенная при разработке морского месторождения нефть.

Кроме того, законодательство уполномочивает правительство РФ устанавливать отдельные льготы по экспортной пошлине для следующих категорий нефти:

  • сверхвязкая нефть (вязкостью 10 000 мПа·с и более);
  • нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая на месторождениях тюменской свиты;
  • нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря; в пределах морского дна внутренних морских вод Российской Федерации; в пределах дна территориального моря Российской Федерации; в пределах континентального шельфа Российской Федерации.

Существует постановление правительства, в котором перечисляются конкретные месторождения, к которым применяются эти льготы. На настоящее время в списке находятся 30 месторождений, в том числе газоконденсатных. Установлены ограничения по количеству нефти, которое можно вывезти с применением льгот, однако по некоторым месторождениям из этого списка количество нефти определено как «ноль».

Для последних двух категорий нефти таможенная пошлина не должна превышать результат формулы:

Ст = (Ц – 182,5) х 0.3 – 56,57 – Ц x 0,14 ,

где Ц – мировая рыночная цена одной тонны нефти «Юралз».

По состоянию на август 2017 года результат такой формулы составлял отрицательное значение, а значит, фактический размер такой льготной пошлины составит ноль. Положительный результат формулы появится только при ценах на нефть выше 95 долларов за баррель.

У кого больше всего льгот

Посмотрим на реальную налоговую нагрузку крупнейших нефтяных компаний в первой половине 2017 года и выясним, кто из них использует больше всего льгот. Для этого разделим весь уплаченный компанией НДПИ на объем нефти, добытой непосредственно компанией или её дочерними предприятиями за тот же период. Это будет несколько приблизительным показателем, так как НДПИ платится еще и за добытый компанией газ, но в целом представление о налоговой нагрузке мы получить сможем.

Очевидно, что неоспоримым чемпионом по льготам является «Газпром нефть». За это компания должна быть благодарна прежде всего своим арктическим проектам — «Новопортовское» и «Приразломное», которые во втором квартале 2017 года были источником 45% экспортных поступлений. Льготы внесли немалый вклад в финансовые результаты этой весьма прибыльной компании.

«Роснефть» и «Лукойл» делят второе место, но льготы по обводненным месторождениям помогут государственной компании выбиться вперед — по нашим расчетам, после применения этой льготы фактическая средняя ставка НДПИ «Роснефти» составит 845 рублей, то есть ниже, чем у всех других компаний.

«Сургутнефтегаз», к сожалению, не раскрыл информации по объему экспорту нефти во втором квартале, поэтому мы не смогли полностью подсчитать его нагрузку. А жаль — компания добывает довольно много нефти в Восточной Сибири, не облагаемой экспортными пошлинами — на Талаканском и Алинском месторождениях.

Что дальше

Как видно, действующая система налогообложения нефтяных компаний в России в высшей степени непрозрачна, запутана, непредсказуема, а также во многих случаях несправедлива. А ведь налоги являются важнейшим фактором, влияющим на прибыльность нефтяных компаний.

Существующие законы не дают возможности применять единообразный беспристрастный подход ко всем компаниям. Нефтяники постоянно выбивают себе разного рода льготы и послабления, выигрывает тот, кто обладает более солидным «административным ресурсом».

Нельзя сказать, что они все эти льготы не заслужили — в некоторых случаях без особого налогового режима конкретные проекты не были бы запущены вообще, так как они в ином случае были бы малоприбыльны или совсем убыточны. Однако иногда — как в последнем случае с «Роснефтью» — мотивация принятия решений вызывает недоумение.

Кроме того, текущая налоговая система весьма негибка. Например, почти каждую фактически индивидуальную льготу для отдельной компании по НДПИ вносят в виде изменения в Налоговый кодекс. Только дисциплинированность Государственной Думы, всегда быстро и послушно голосующей за предложения правительства, помогает компаниям оперативно добиться необходимого им регулирования.

Неплохо было бы определиться и со стратегией и целью налоговой политики. В каких случаях имеет смысл давать возможность компаниям выкачивать из недр нефть принадлежащую всем гражданам России совсем бесплатно? Ни государство, ни граждане не получают от этого ничего — с таким же успехом эту нефть могли бы качать и забирать себе какие-нибудь американцы или китайцы.

Надо сказать, что в правительстве понимают недостатки существующей системы налогообложения. Поэтому уже на протяжении длительного времени идут дискуссии о коренном изменении фискальной системы. Так, разрабатывается система, при которой облагаться налогом будет уже конкретный финансовый результат нефтяной компании.

Новый налог, под названием «налог на добавленный доход», возможно, будет запущен уже в 2018 году в пилотном режиме в отношении отдельных месторождений. Остается только вопрос, кто и как будет считать финансовый результат, и не будут ли компании заинтересованы в том, чтобы этот результат занизить. Способов «творчески» отнестись к учету затрат множество, а аудиторы не всегда решаются выступать против интересов своих клиентов.

Руслан Халиуллин