Оптовые цены на нефтепродукты, на прошлой неделе достигшие и даже превысившие максимальные уровни прошлого года, начали снижение. Однако ожидать падения цен на АЗС конечным потребителям не приходится. Поспешные и непродуманные меры со стороны регуляторов и нефтяных компаний привели в мае к дефициту предложения на рынке топлива, ускоренному росту оптовых цен и в конечном счёте вынудили розничных продавцов бензина работать в убыток. Снижение оптовых цен позволит им вернуться к прибыльности, при этом цены на заправках продолжат умеренно повышаться. Скорее всего, рост останется в пределах инфляции, ведь именно такая задача поставлена правительством.

В понедельник, 15 июня, большая часть сделок по продаже нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже проходила в красной зоне. Композитный индекс цен на светлые нефтепродукты по состоянию на 14:00 снизился на 0,9%. Это свидетельствует о постепенном восстановлении баланса спроса и предложения на рынке топлива.

Тем не менее, по словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, говорить о выравнивании ситуации рано: спрос на заправках как рос быстрее предложения, так и растёт. Потребность в топливе фактически полностью восстановилась, более того, в ряде регионов она превышает уровень аналогичного периода прошлого года. Это может быть следствием ряда причин. Часть автовладельцев стала более активно использовать личный транспорт, поскольку опасается пользоваться общественным. Многие предприятия в период карантина отправили часть сотрудников в оплачиваемые отпуска. Сейчас вместо того, чтобы отправиться на отдых, эти люди ездят на работу. Вероятно, сыграло свою роль и перекрытие границ — работники, которые сейчас уходят в отпуск, за неимением альтернативы активнее перемещаются внутри страны.

Такого роста спроса никто не ожидал, что привело к ряду ошибок планирования. Нефтяные компании приняли решение уйти на плановый ремонт раньше обычного, надеясь успеть закончить его раньше, чем спрос начнёт восстанавливаться. Как обычно, плановые сроки были одни, реальные — другие. «На этой неделе плановые ремонты заканчиваются, реальное производство растёт. Спрос, однако, растёт ещё быстрее и производство пока не вышло на тот уровень, который ему соответствует», — отмечает Аркуша. 

По данным ЦДУ ТЭК, за неделю с 3 по 9 июня производство бензина в России составило 684 тыс. т (на 13,3% выше, чем неделей ранее), дизельного топлива — 1320 тыс. т (+0,6%). Поставки на внутренний рынок выросли до 637 тыс. т (+23,5%) и 724 тыс. т (+1,1%). 

Сильнее всего возникновению дефицита на рынке топлива «помогло» решение о запрете импорта нефтепродуктов. Официально эта причина не называлась, однако участники рынка в один голос говорят, что целью было поставить заслон на пути бензина из Белоруссии, который на тот момент стоил дешевле, чем топливо российских НПЗ: тонна белорусского бензина обходилась российским покупателям примерно на 500 рублей дешевле отечественного. При том, что поставки из республики составляли примерно 10–15% от продаваемого на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СпбМТСБ) топлива и лишь 2% от общего объёма реализации, они помогали стабилизировать ситуацию на оптовом рынке и найти баланс спроса и предложения.

«Если бы не запрет на поставки из Белоруссии, мы бы не столкнулись с теми трудностями, которые имеем сейчас. Решение было принято в апреле, а вступило в силу в мае — как раз в тот момент, когда началось резкое восстановление спроса», — говорит Евгений Аркуша. 

Экспорт нефтепродуктов из России фактически остановлен. Сегодня за рубеж свою продукцию поставляет только одна компания — «Сургутнефтегаз». Традиционно компания объясняет это отсутствием рынков сбыта — единственный перерабатывающий актив компании, ПО «Киришинефтеоргсинтез», «заперт» в пределах Северо-Западного федерального округа и не имеет возможности отгружать большие объемы топлива в другие регионы. Впрочем, отмечает один из экспертов отрасли, если бы «Киришинефтеоргсинтез», как остальные нефтеперерабатывающие заводы, отгружал топливо железнодорожным транспортом, на него нашлись бы покупатели и в России. 

В ближайшее время, по прогнозам участников рынка, дефицит предложения на рынке топлива удастся ликвидировать. С 1 июля будет повышена экспортная пошлина на нефть, также, вероятно, демпфер для нефтяников снова станет положительным. Всё это должно привести к снижению оптовых цен. 

Несмотря на это, адекватного понижения цен в рознице ожидать не приходится. По словам Евгения Аркуши, на сегодняшний день оптовые цены таковы, что розничные продавцы вынуждены работать себе в убыток. В марте-апреле, на фоне резкого падения нефтяных цен, ситуация была обратной — наблюдалась неестественно большая маржинальная доходность розничной продажи. Но тогда она компенсировалась столь же резким снижением спроса – в некоторых случаях он падал на 70%, в среднем на 30%. Сейчас же, по данным еженедельного мониторинга Российского топливного союза, доходность от реализации нефтепродуктов в розницу практически во всех регионах недостаточна для покрытия расходов, уплаты налогов и т.д.

«Вся наша налоговая система направлена на рост цен. У нас есть инфляция, ежегодно растут налоги — акцизы, НДПИ. Поэтому цены не могут снизиться. Хорошо, если они не вырастут больше, чем на уровень инфляции — именно такая задача поставлена регулирующими ведомствами перед розничными сетями. Эта задача, скорее всего, будет выполнена, но для снижения цен нет никаких предпосылок», — говорит президент РТС. 

Материал подготовлен
Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)