Каспийский трубопроводный консорциум отмечает знаменательную дату — 20 лет с момента подписания соглашения между акционерами. Формально КТК существовал с 1992 года, но тогда в его состав входили 3 государства — Россия, Казахстан и Оман. Обеспечить финансирование крупного проекта в 90-е годы Россия и Казахстан не могли. 6 декабря 1996 года к консорциуму присоединились крупнейшие нефтяные компании мира — ЛУКОЙЛ, Роснефть, BP, Chevron, Shell. Так на территории России появился первый и пока единственный магистральный нефтепровод, не принадлежащий государству.

peregovory

Каспийский трубопроводный консорциум был создан с целью строительства транспортной системы для доставки нефти с Каспийского моря на мировые рынки. Проект предусматривал прокладку трубопровода протяжённостью 1510 км и создание отгрузочного терминала на берегу Чёрного моря поблизости от Новороссийска. Строительные работы начались в мае 1999 года, а уже октябре 2001 года была осуществлена загрузка первого танкера.

stroika

Первоначально по системе КТК транспортировалась исключительно казахстанская нефть — с Тенгизского и близлежащих месторождений. В 2004 году в районе НПС Кропоткинская был создан пункт приёма российской нефти. Транспортная система оказалась исключительно востребованной, объёмы прокачки быстро увеличивались. В 2004 году загрузка системы вышла на проектную мощность, составлявшую 28,2 млн тонн. В 2007 году через КТК удалось прокачать 32,6 млн тонн нефти (116% проектной мощности), что было достигнуто за счёт добавления в транспортируемую нефть химических присадок, снижающих трение. Необходимость строительства второй очереди стала очевидной.

2016-12-11_03-09-02В процессе обсуждения условий расширения системы среди акционеров возникли серьёзные разногласия. Нефтяные компании, входящие в КТК, были заинтересованы исключительно в том, как с минимальными расходами доставить свою нефть до морского терминала. Россия же хотела, чтобы консорциум приносил прибыль, а для этого нужно было увеличить тарифы. Стороны твёрдо придерживались своих позиций, переговоры зашли в тупик.

В начале 2007 года Федеральная налоговая система предъявила консорциуму претензии в недоплате налогов за период 2002-2005 года на сумму $473 млн. После этого иностранные акционеры решили согласиться с основными условиями российской стороны. Тариф подняли до $38 за тонну и внесли поправку в устав, согласно которой для утверждения решений требуется 75% голосов участников консорциума, а не 100%, как было ранее. Султанат Оман решил выйти из проекта и продал свою долю «Транснефти».

В декабре 2009 года акционеры утвердили план расширения пропускной способности системы КТК до 67 млн тонн нефти в год. Для этого запланировано строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (8 в России, 2 в Казахстане), 6 резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на морском терминале КТК, а также замену 88 километров трубопровода на территории Казахстана. Проект находится в стадии реализации.

cpc_map

Интересной особенностью работы КТК является наличие Банка качества нефти. Финансовые взаиморасчеты проводятся через ABN Amro Bank, который аккумулирует денежные средства, вносимые грузоотправителями в качестве предоплаты транспортировки заявленных объёмов. За изменение показателей качества участники получают из банка или производят в банк платежи при приёме сырья в систему нефтепровода и при сдаче в конечном пункте транспортировки. Таким образом, изменение значений показателей качества поставляемой нефти (улучшение или ухудшение) оценивается в денежном выражении. Оценка качества нефти, сдаваемой в систему и выгружаемой из неё, производится каждые две недели. Банк качества нефти позволяет грузоотправителям получать справедливую цену за поставленное в систему КТК сырьё.

Захаров Денис