Активисты Гринпис совместно с норвежской молодежной экологической организацией «Природа и молодежь» подали иск против правительства Норвегии, которое выдало 13 нефтяным компаниям лицензии на разработку месторождений на арктическом шельфе.

«Мы обратились в суд, потому что правительство Норвегии должно выполнять свои климатические обязательства и соблюдать право граждан на благоприятную окружающую среду, как живущих сейчас, так и будущих поколений», — говорится на сайте российского подразделения Гринпис.

Истцы требуют отменить результаты 23-го раунда аукциона по распределению лицензий на добычу нефти, который был проведен в мае 2016 года. В ходе этого раунда были распределены лицензии на десять участков на норвежской части шельфа Баренцева моря. Среди победителей оказались две компании с российским капиталом — ЛУКОЙЛ и Dea Norde, подконтрольная LetterOne миллиардера Михаила Фридмана. Помимо ЛУКОЙЛа и Dea Norde в мае лицензии на работу на шельфе Норвегии получили норвежская госкомпания Statoil, американские Chevron и ConocoPhilips, японская Idemitsu, шведская Lundin, британские Capricorn и Centrica, австрийская OMV и польская PGNiG.

На сайте окружного суда Осло иск Гринпис и НКО «Природа и молодежь», пока не зарегистрирован, однако Харальд Венген, представитель норвежского Министерства нефти и энергетики, подтвердил факт подачи жалобы.

Особое внимание истцов уделено угрозе климатических изменений в связи с добычей нефти на шельфе. По их мнению, распределение лицензий на норвежском шельфе могло нарушить Парижские климатические соглашения, достигнутые в декабре 2015 года и которые подразумевают обязательства снизить выбросы парниковых газов.

«Подписать международное климатическое соглашение, при этом разрешая бурение в Арктике, — пример опасного лицемерия», — заявил глава норвежского отделения Гринпис Трульс Гуловсен. «Позволяя нефтяным компаниям бурить в Арктике, Новергия рискует подорвать попытки мирового сообщества справиться с проблемой изменения климата. Если правительство ничего не предпримет, чтобы изменить текущее положение вещей, мы сделаем все, что в наших силах, чтобы положить этому конец», — заключил он.

Тем не менее, некоторые экологи не согласны с мнением коллег. Так, ранее один из основателей Гринпис Патрик Мур назвал антиуглеродное движение опасным для общества. «Правда в том, что углеводороды на все 100% относятся к органике. Науке это известно уже многие годы. Жизнь без углерода невозможна, его наличие – одно из важнейших условий возникновения и развития жизни», — говорит Мур. «Сейчас мы наблюдаем за безумием активистов, агитирующих за мир без углеродов. Антиуглеродное движение исключительно опасно для общества. Отказ от углеводородов в первую очередь ударит по бедным слоям населения», — добавляет он.

Той же позиции придерживается руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, к.э.н, Сергей Рогинко. По его словам, реальный вклад антропогенного фактора в изменение климата не превышает 5%. «Экологам давно известно, что самый серьезный парниковый газ – это водяной пар. Именно он вносит вклад в глобальное потепление в разы больший, чем антропогенный фактор», — отмечает эксперт.

Несмотря на мнение ученых-экологов, экоактивисты продолжают бороться за свою правду. Так, координатор арктических программ Гринпис Евгения Белякова сообщила, что пока организация не планирует подавать аналогичный иск к России, но не исключает этого в будущем. По ее словам, у России есть более насущные экологические проблемы, например, ежегодные разливы нефти на суше в арктическом регионе.

Кристина Кузнецова