Цена на нефть, пожалуй, главная тема в отрасли на сегодняшний день. Цена барреля марки Brent вчера остановилась на отметке $30,38.

IMG_5934

Аналитики считают, что такое падение еще не предел и делают прогнозы один пессимистичнее другого. Например, президент Сбербанка Герман Греф предрекает падение стоимости барреля до $25. В Morgan Stanley допускают цену в $20 – 25 для нефти Brent, объясняя это тем, что фундаментальные факторы на рынке нефти уже отыграны – понижательная динамика теперь определяется курсом доллара и прочими техническими факторами. Минимального показателя в $10 придерживаются аналитики Standard Chartered.

Сами нефтяники пока относительно спокойны и даже обещают не снижать инвестиции. Например, по данным «Ведомостей», в декабре президент «Башнефти» Александр Корсик заявлял, что «инвестпрограмма компании выдержит и $30 за баррель». Бюджеты «Роснефти» и «Газпром нефти» рассчитаны, исходя из котировок $45 за баррель, но представители «Газпром нефти» считают, что добыча на действующих месторождениях будет прибыльной и при цене в $15.

IMG_5935И все же компании готовятся к худшему. «Лукойл» в свой стресс-сценарий закладывает цену $24 за баррель и снижение инвестиций на 20%. Небольшие нефтяные компании, входящие в Ассоциацию независимых нефтяных компаний «Ассонефть» в экстренном случае планируют «экономию электроэнергии и снижение затрат на геологоразведку и бурение».

Если же худшие прогнозы экспертов сбудутся, и нефтяные котировки опустятся ниже всех мыслимых минимумов, нефтяные компании могут оказаться в очень некомфортном положении: при цене ниже $15 за баррель обнуляются НДПИ и экспортная пошлина, но эксперты уверены, что государство в сложившейся ситуации не оставит нефтяников без налоговой нагрузки.

Учитывая, что изначально в бюджет страны была заложена цена в $50 за баррель, государство уже сейчас сокращает расходы на 10%. Министерства вынуждены просчитать три сценария развития экономики – при цене в $25, $35 и $45. Так, Минфин и Минэкономики уже в этом месяце начнут корректировать соответствующие госпрограммы на 2016 год.  Эксперт из НИФИ Владимир Назаров считает, что разумным шагом будет скорректировать госбюджет, сократив расходы на гособоронзаказ: «Страна, находящаяся в таком положении, не может тратить на оборону 4% ВВП».

Как отмечает «КоммерсантЪ», сокращение госраходов будет зафиксировано в поправках к госбюджету-2016, а правительство намерено даже отказаться от разработки долгосрочного бюджетного прогноза до 2030 года. Более того, эксперты уверены, что в случае стабильно низких цен на нефть, сокращать госрасходы придется и в 2017 году.

Мысль о том, что низкие цены на нефть – это новая реальность на длительную перспективу высказал глава Минэкономики Алексей Улюкаев в ходе своего выступления на Гайдаровском форуме. И, похоже, в этом уже никто не сомневается.

Кристина Кузнецова