Запасная столица

В июле 1937 года на окраине Бугуруслана, небольшого города на севере Оренбургской области, было открыто первое в этом регионе нефтяное месторождение. Доразведка территории выявила в 1939 году два «спутниковых» газовых месторождения с промышленными запасами газа — Ново-Степановское и Калиновское. Вскоре появился проект газопровода Бугуруслан – Куйбышев, решавший задачу газификации одного из крупнейших в СССР индустриальных центров.

В начале 1942 года, несмотря на войну, была завершена оценка запасов бугурусланского газа, подтвердившая наличие сырьевой базы, необходимой для устойчивого газоснабжения крупного промышленного региона, значение которого во время войны существенно выросло (Куйбышев, чье население в короткие сроки удвоилось, стал «запасной столицей» Советского Союза; кроме того, сюда, в поселок Безымянка, с запада страны были эвакуированы более 40 предприятий, включая крупнейшие авиазаводы). Энергетические потребности города обеспечивались за счет карагандинского угля, а также мазута; и с тем, и с другим случались частые перебои, и Куйбышев, имевший стратегическое значение, по сути, оказался на голодном топливном пайке.

С учетом всех этих факторов 7 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о строительстве первого в стране магистрального газопровода Бугуруслан – Похвистнево — Куйбышев. В соответствии с документом строительство планировалось закончить в ударные сроки – в декабре того же года. 

В мае 1942 года было организовано управление строительством газопровода. Необходимо было построить газосборную сеть протяженностью 45 км, головные сооружения и основную магистраль длиной 165 км. При планировании работ исходили из того, что газ будет перекачиваться в естественном (не осушенном) состоянии, а большая часть трассы будет смонтирована из асбоцементных труб повышенной прочности. 

Для полного заполнения магистрали (220 млн кубометров газа в год) тресту «Бугуруслангаз» (затем — «Куйбышевгаз») до конца 1944 года предписывалось пробурить 20 газовых эксплуатационных скважин и обеспечить проходку разведочного бурения не менее 12 тыс. погонных метров. Отметим, что все эти планы трест выполнил и необходимый ресурс для потребителей газа предоставил.

Степная магистраль

Для сооружения трубопровода был создан трест «Центроспецстрой», основной контингент которого составляли заключенные, немцы-трудармейцы (по сути, тоже осужденные) с приданными бригадами горожан, колхозников и учащихся, мобилизованных в порядке трудовой и гужевой повинности. Также к строительству привлекались военнослужащие, курсанты военных училищ и даже выздоравливающие из местных эвакогоспиталей. Работы, требовавшие более высокой квалификации, выполнялись сотрудниками эвакуированного из Баку треста «Азнефтегазстрой», переименованного в «Куйбышевнефтегазстрой» (2300 человек с комплектом строительного оборудования).

Передовые отряды изыскателей появились в оренбургской степи, едва сошел снег. К концу апреля геодезисты наметили трассу будущего газопровода вдоль железной дороги, идущей от Бугуруслана до Куйбышева (станция Безымянка). Еще через два месяца, не дожидаясь окончательного технического проекта строительства, начались земляные работы, выполнявшиеся, в основном, вручную — с помощью лопат, ломов и кирок. Материалы для стройки завозились на подводах, запряженных лошадями, волами и верблюдами.

Работы выполнялись в быстром темпе; спешка была вынужденной — надо было успеть до осенней хляби и последующих заморозков закончить выемку грунта из траншей. Это почти удалось, но укладывать в траншеи было нечего – поставка труб, увы, была сорвана. Суровая зима 1942 — 1943 годов со снежными буранами, а затем бурный паводок повредили траншеи, которые нужно было повторно приводить в нормативное состояние — выравнивать края и очищать дно. 

В начале 1943 года на стройку, наконец, завезли трубы, а не абы какие, а специальные – стальные, коррозионно-стойкие, диаметром 300 мм; часть труб поступила с Азербайджана, Кубани и Башкирии, с демонтированных и недостроенных нефтепроводов. На отдельных участках трассы остродефицитные металлические трубы заменялись асбоцементными производства Воскресенского химического завода (Московская область), соединяемыми через муфты специальными резиновыми кольцами. На подходе к Куйбышеву закончились вообще все трубы – и стальные, и асбоцементные, поэтому последние полтора километра трассы проложили из отработанных орудийных стволов большого калибра.

Общий объем земляных работ составил 1,8 млн кубометров; сварочных — 20 тыс. стыков. В процессе строительства через реки, озера, болота и дороги были сооружены 10 дюкерных переходов. Помимо линейных сооружений, были возведены и укомплектованы газораспределительная станция, газосборный коллектор, компрессорный блок, сепарационная установка высокого и низкого давления, водозабор, система химической водоочистки, аппаратура селекторной связи и ряд других сооружений и систем. 

Пуск без репрессий

15 сентября 1943 года на восточной окраине Куйбышева вспыхнул факел бугурусланского газа. Девятимесячная задержка пуска стратегического объекта не повлекла за собой характерных для того сурового времени репрессий и «оргвыводов», поскольку сдвиг сроков носил объективный характер.

В первую очередь, газ был подан на Безымянскую ТЭЦ, обеспечив более половины ее топливного баланса; затем к магистрали подключились 18 оборонных заводов (в первую очередь, авиационных). К началу 1945 года трубу продлили до поселка Красная Глинка, что позволило дополнительно газифицировать еще более сотни предприятий и подать природный газ на Куйбышевскую ГРЭС. Помимо электростанций и заводов, газ был подан на социальные объекты (в том числе, в эвакогоспитали).

Бугурусланцы получили газ напрямую с промысла, еще летом-осенью 1942 года, когда были газифицированы 4 эвакогоспиталя, пекарня, баня, нефтедобывающий и строительный тресты, мельницы и солеварни. К концу войны в Бугуруслане уже было 3 тыс. точек, подключенных к газоснабжению, протяженность местной газопроводной сети составила 23 км, а годовое потребление газа составило 34 млн кубометров. 

Сразу же после войны началась подача газа в жилые кварталы Куйбышева, Похвистнево, Кротовки и Кинели. А вот оренбуржцы дождались газа только в 1960 году, и то не природного, а сжиженного. Кстати, в 1958 году истощившееся к тому времени Бугурусланское месторождение стало естественным резервуаром первого в СССР Башкатовского подземного хранилища газа.

Герои трудового фронта

Василий Савченко (1904 — 1971) родился в слободе Березовка Богучарского уезда Воронежской губернии (ныне – в составе Воробьевского района Воронежской области). В 1921 году окончил неполную среднюю школу, в 1925 году – рабфак, в 1932 году — геологоразведочный факультет Ленинградского горного института, после чего поступил в аспирантуру Государственного радиевого института, где учился под руководством академика В.И. Вернадского В 1935 году защитил диссертацию кандидата химических наук.

С 1937 года работал в Главнефтегазе, где руководил региональными исследованиями газоносности подземных вод. С апреля 1942 года — главный геолог треста «Бугуруслангаз» («Куйбышевгаз»), активный участник строительства газопровода Бугуруслан – Куйбышев. В этот период руководил ставшими хрестоматийными промысловыми исследованиями Султангуловского, Садкинского и Яблоневского месторождений; составил первый научно обоснованный проект разработки газовых месторождений с учетом принципов газогидродинамики. 

С 1950 года — главный геолог, заместитель начальника Главнефтегаза Миннефтепрома СССР, с 1956 года — руководитель лаборатории гидрогеологии ВНИИнефти, с 1957 года – создатель и руководитель лаборатории поисков и разведки газовых месторождений ВНИИгаза.

Доктор геолого-минералогических наук (1963), основоположник ряда направлений нефтегазовой геологии и геохимии, автор многочисленных научных работ, включая учебники «Рациональные методы промышленной разведки газовых месторождений» (1966) и «Формирование, разведка и разработка месторождений газа и нефти» (1977).

Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.

Василий Матвеев (1907 — 1982) родился в деревне Медведево Орловской губернии в крестьянской семье. Окончил начальную школу; с 1920 года, после смерти отца, начал самостоятельную трудовую жизнь на Донбассе.  В 1932 году окончил Сталинский (Донецкий) углехимический институт, после чего работал там преподавателем и заведующим кафедрой; активно занимался проблемами подземной газификации угля. 

С 1938 года – начальник Главгаза Наркомтяжпрома, с 1939 года – начальник Главуглегаза Наркомуглепрома (система подземной газификации угля), с 1943 года – начальник Главного управления искусственного жидкого топлива и газа при Совнаркоме СССР (Главгазтоппром, самостоятельное ведомство, прообраз будущего Мингазпрома). Во время Великой Отечественной войны курировал разработку газовых месторождений, строительство первых в стране газопроводов и газификацию городов и крупных промышленных предприятий. 

После войны руководил объединением «Главподземгаз». При его активном участии были построены и введены в эксплуатацию магистральный газопровод Дашава — Киев – Брянск — Москва протяженностью 1300 км, газохимические комбинаты по переработке сланцев в Кохтла-Ярве (Эстония) и Сланцы (Ленинградская область), Новочеркасский завод синтетических продуктов (Ростовская область), комбинат «Щекиноазот» (Тульская область) и целый ряд других важных объектов. 

Автор ряда крупных изобретений и научно-технических работ, включая генеральные планы газификации Москвы, Ленинграда, Горького, Челябинска, Харькова, Днепропетровска и городов Донбасса. Инициатор создания Всесоюзного научно-исследовательского института природного газа (1948) и Всесоюзного института подземной газификации углей, сланцев и нефти (1949), а также производства газовых турбин для магистральных газопроводов (1951).

Лауреат Сталинской премии (1941). Награжден орденом Ленина и медалями.

Николай Черский (1905 — 1994) родился на тихоокеанском побережье (пост Святой Ольги в Приморской области) и вполне ожидаемо выбрал морскую стезю. Параллельно с судовождением молодой моряк заочно учился во Владивостокском институте механиков водного транспорта. После окончания вуза в 1933 году он оставил морскую службу и работал на Кузнецком металлургическом комбинате, заводе «Уралстальмост» и в тресте «Газгольдерстрой». 

С 1939 года трудился в центральном аппарате Наркомата нефтяной промышленности СССР, с 1941 года — начальник Куйбышевской монтажной конторы, с 1942 году — начальник Управления строительства газопровода Бугуруслан – Похвистнево — Куйбышев. В ноябре 1943 года, после пуска трубопровода в эксплуатацию, несмотря на бронь, ушел добровольцем в действующую армию; его фронтовой путь отмечен тяжелым ранением в голову и боевыми наградами.

После окончания войны работал управляющим трестом «Куйбышевгаз». В 1949 году окончил Высшие инженерные курсы, в 1951 году — Академию нефтяной промышленности; успешно защитил диссертацию кандидата технических наук. С 1952 года — управляющий трестом «Востокнефтегерметизация», с 1953 года — управляющий трестом «Чапаевскбурнефть» (Куйбышевская область), с 1955 года — начальник Якутского геологического управления (в этом качестве открыл гигантскую  кимберлитовую трубку «Мир» — крупнейшее в мире коренное месторождение алмазов). 

Вскоре Черский был назначен заместителем председателя, а в 1964 году — председателем президиума Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР. На этом посту Николай Васильевич проработал почти четверть века, став в 1964 году член-корреспондентом, а в 1981 году – действительным членом Академии наук. Одновременно с работой в президиуме Черский возглавлял академические НИИ — Институт физико-технических проблем Севера (1973 – 1980) и Институт горного дела Севера (1980 – 1987; Николай Васильевич был его создателем и первым директором). 

Основные направления исследований ученого — механика земной коры, поиск и разработка нефтяных и газовых месторождений. Разработанные Черским технологии добычи и транспортировки углеводородов в условиях Крайнего Севера (в частности, конструкции газовых скважин, методики подсчета запасов природного газа, принципы эксплуатации газогидратных залежей,  способы контейнерно-трубопроводной транспортировки газа, и т.д.) сегодня применяются в полярных регионах всего мира.

Черский — один из крупнейших исследователей Сибирской платформы и первооткрыватель обширной Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции, на территории которой впоследствии открыто более десятка крупных углеводородных месторождений; создатель научной школы по геологии и технологии разработки газогидратных месторождений. 

Герой Социалистического Труда (1975), Заслуженный деятель науки Якутской АССР (1962), Почетный гражданин Якутска (1982). Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «Знак Почета» и медалями.

Григорий Волчек