Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Кения
Большой транзит
Момбаса, расположенная на юге страны — административный центр Прибрежной провинции, второй по числу жителей город Кении после столичного Найроби. Впервые упоминается в XII веке в арабских хрониках. В 1498 году Момбасу посетила португальская экспедиция Васко да Гамы, заложившая здесь военное укрепление Форт-Иисус. Спустя век город стал центром португальских владений на восточно-африканском побережье, а еще через столетие перешел под контроль имама Омана; затем Момбасу захватил местный арабский клан Мазруи, а позже — султан Занзибара. В 1875 году город был взят штурмом британским морским десантом; так началась эпоха британского господства в Восточной Африке.

Сначала город управлялся коммерческой Imperial British East Africa Company, а после ее банкротства в 1896 году вернулся под госконтроль и стал административным центром Восточно-Африканского протектората (с 1920 года — протекторат Кения). Одновременно с этим была введена в эксплуатацию железнодорожная магистраль Момбаса — Кампала (Уганда). С 1963 года Момбаса в составе независимой Республики Кения. Население города — 1,3 млн человек; среди местных промышленных предприятий можно выделить работающий на импортном сырье НПЗ Kenya Petroleum Refinery.

Момбаса — крупнейший морской порт Кении и Восточной Африки, обеспечивающий масштабный транзит грузов в интересах соседних стран — Уганды, Руанды, Бурунди, Демократической Республики Конго и Южного Судана. Порт, как и город, расположен на одноименном острове в Индийском океане и прилегающем побережье, с которым соединен дамбами и мостом над протоками Тюдор и Килиндини.
Современные очертания гавань Момбасы приобрела в 1931 году, когда были построены два глубоководных причала в Килиндини-Харбор и нефтяной терминал Shimanzi. В начале Второй Мировой войны в Момбасе дислоцировался британский Восточный флот, затем перебазировавшийся в Коломбо (Шри-Ланка). После войны гавань Момбасы расширилась — так, в 1963 году был введен в эксплуатацию нефтяной терминал Kipevu, принадлежащий East Africa Oil Refinery. Последний по времени крупный объект — новый контейнерный терминал — был построен в 2019 году.
Сегодня в порту действуют 19 глубоководных причалов глубиной до 17,5 м и несколько якорных стоянок на входе в акваторию глубиной до 55 м. Основные грузы — сельхозпродукция (зерно, кофе, чай, сахар, фрукты, специи, шкуры), нефть и нефтепродукты, металлическая руда и металлопрокат, древесина, удобрения, цемент, химикаты, автомобили, оборудование, контейнеры и генеральные грузы. Кроме того, работает пассажирский терминал, обслуживающий круизные суда; имеются две судоверфи. Регулярные грузовые маршруты связывают Момбасу с Джибути, Могадишо (Сомали), Дар-эс-Саламом (Танзания), Дурбаном (ЮАР), Салалой (Оман) и Дубаем (ОАЭ). Годовой грузооборот — 40 млн тонн, судопоток — 3 тыс. кораблей.
Морской старт
Малинди, расположенный на юго-востоке Кении, известен с XIII века. Вскоре после визита экспедиции Васко да Гама (1498 год) португальцы основали здесь торговую миссию и транзитную гавань для европейских судов. В дальнейшем судьба Малинди практически идентична с историей находящейся неподалеку Момбасы (расстояние между городами — 100 км). Население города — 130 тыс. человек, в основном представляющих народность суахили и исповедующих ислам. Базовые отрасли местной экономики — портовое хозяйство, рыболовство и туризм (особенно популярны местные курорты среди итальянских туристов).
Главная достопримечательность Малинди, помимо крупного порта — первый в мире космодром морского базирования «Сан-Марко» (космический центр имени Луиджи Брольо, Centro Spaziale Luigi Broglio). В период расцвета комплекс включал в себя две переоборудованные нефтяные платформ San-Marco (стартовая площадка) и Santa-Rita (центр управления полетами), а также два корабля материально-технического обеспечения. Космодром эксплуатировался почти четверть века, с 1964 по 1988 год; использовался, в основном, для запусков американских легких ракет-носителей Scout. Благодаря «Сан-Марко» в 1967 году Италия стала четвертой страной в мире (после СССР, США и Франции), построившей и запустившей в космос собственный спутник. В 1988 году запуски на «Сан-Марко» прекратились, а оборудование законсервировано; при этом находящаяся на суше станция космической связи продолжает работу, отслеживая спутники NASA, ESA, ASI и других космических агентств.

Порт Малинди расположен на берегу одноименной бухты Индийского океана возле устья реки Галана. Коралловые рифы надежно защищают гавань от океанских штормов. Порт состоит из двух районов — относительно глубоководного (10-12 м) и мелководного (5-8 м), предназначенного для обслуживания портофлота, рыболовных, вспомогательных и каботажных судов. Якорные стоянки оборудованы плавучим понтоном. Кроме того, в Малинди расположен крупнейший в Восточной Африке пассажирский терминал (годовой пассажирооборот — более 1,5 млн человек). Основные грузы — сельхозпродукция, рыба, стройматериалы, нефтепродукты (бункеровка), контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 20 млн тонн.
Транспортный коридор
Ламу, расположенный на севере страны, недалеко от сомалийской границы, основан в 1370 году; впервые упоминается в арабских письменных источниках спустя 70 лет. В 1506 году захвачен португальцами, в дальнейшем перешел под власть сначала Оманского, а потом Занзибарского султаната. В 1885 году город вошел в состав султаната Виту, находящегося под протекторатом Германской империи. Вскоре Ламу, как и остальная Кения, стал британской колонией и оставался таковой вплоть до обретения Кенией независимости в 1963 году. Большая часть населения города — 30 тыс. человек — исповедует ислам. Помимо портового хозяйства, важную роль в экономике города играет туризм.
Новый порт Ламу (Манда-Бэй), пущенный в эксплуатацию совсем недавно, в мае 2021 года, как и город, расположен на небольшом острове Ламу. Площадь гавани — 400 га, глубины — от 5 до 18 м; три глубоководных причала позволяют принимать суда дедвейтом до 100 тыс. тонн. Основные грузы — сельхозпродукция (кокосовые орехи, копра, джут, скот), стройматериалы, нефть и нефтепродукты, контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 20 млн тонн.
Этот показатель должен кратно увеличиться в 2030 году, после запуска всех этапов мега-проекта — трассы Lamu Port — South Sudan — Ethiopia Transport (LAPSSET) общей стоимостью 30 млрд долларов. Этот проект объединит транспортно-логистические и инженерные коммуникации Кении, Южного Судана, Эфиопии и Уганды. Современный транзитный коридор станет существенным драйвером экономического роста сразу несколько кенийских городов — Гариссы, Исиоло, Маралала, Лодвара, Локичара и Мойале. Строящийся в рамках проекта нефтепровод Ламу — Исиоло — Накодок/Надапал длиной 2,24 тыс. км соединит Ламу с месторождениями Кении (Туркана), Уганды (бассейн озера Альберт) и Южного Судана (Хеглиг); крупные резервуарные парки будут построены в Локичаре и Ламу. Кроме того, будут проложен продуктопровод Исиоло — Мойале — Аддис-Абеба и возведен новый НПЗ в Исиоло мощностью по переработке 120 тыс. баррелей нефти в сутки.
Григорий Волчек