Нефтегазовые гиганты освобождаются от миллионных интерьеров в кабинетах своих топ-менеджеров

Даже баснословные прибыли прошлого и первой половины нынешнего года не остановили лидеров углеводородной сферы по берегам Атлантики перед… удешевлением и упрощением внутренней отделки их служебных помещений. Особенно – на верхних, «начальственных» этажах корпоративных зданий.

Показное «прибеднение» неудивительно: рассердившись на сенсационное обогащение «супермейджоров», полчища вездесущих «папарацци» буквально рвутся в бой. Да-да, они готовы на любых условиях выполнять заказы на компрометацию элитарных вкусов и пристрастий «первых лиц» в ведущих компаниях нефтегазового ТЭК. А уж закулисных заказчиков скандальных «вбросов» и репортажей, поверьте, хватает вполне. Это и природоохранные лобби, и другие протестно-общественные движения, и, наконец, целые партии. Как говорилось в Поднебесной в приснопамятные годы Культурной революции, разоблачительный огонь крупнейших пропагандистских калибров ведется именно «по штабам»! И вот, дабы избежать перерастания разовых залпов в полномасштабную информационную войну, «нефтяники первой лиги» решили, как видно, упредить события.

Так, на сайте Quartz отмечается, что перелицовка роскошных интерьеров не прошла мимо головного офиса крупнейшей частной корпорации в топливно-сырьевом секторе – ExxonMobil. Ее боссы покидают нынешним летом блистательные офисы своей штаб-квартиры, служившей верой и правдой многие десятилетия. Идет прощание с привычными коллекциями произведений скульптуры и живописи, с эксклюзивной кулинарией силами специально законтрактованных шеф-поваров. Приходится расставаться и с другими аристократическими «плюсами», о которых, как правило, не ведают рядовые сотрудники ведущего локомотива мирового апстрима и даунстрима. 

Скромное приближение боссов сырьевого бизнеса к бренной земле не очень-то афишируется. Официально оно считается переездом корпоративного центра из помпезного далласского бизнес-квартала, прозванного местными «юмористами от архитектуры» рифмованным словосочетанием God Pod («Божий стручок»). «Стручок», о котором идет речь, наполнился поистине царским содержанием в середине 1990-х. В ту пору глобальный нефтяной бум побудил ExxonMobil оставить свои тесные помещения на нью-йоркском Манхэттене и перебазироваться в просторный далласский пригород Ирвинг. Туда, где поднималась к небесным высотам ультрасовременная зона коммерческой застройки – Las Colinas. И вот прошло более четверти века… 

…Так куда же, интересно, передислоцирован теперь штаб ExxonMobil? Оказывается, в другой широко известный город Техаса – Хьюстон, где давно обосновалось большинство нефтегазовых и сервисных лидеров США. Но въедливых комментаторов экссоновского новоселья интересует не столько география, сколько удешевление административных этажей, их убранства. Ибо ничто иное теперь, на фоне усиленной в эпоху Джо Байдена борьбы вокруг «зеленого перехода» и мнимой недопустимости роскоши в среде служебного обитания нефтяных магнатов, не муссируется прессой активнее.

На председательских, вице-президентских и директорских этажах в «более демократичном Хьюстоне», как со знанием дела пишет отраслевая обозревательница Габриэла Риккарди, больше не будет как бы музейных стен, облицованных драгоценным африканским деревом Anigre. Да и лестницы не будут выложены ступенями из неповторимых по текстуре плит, доставленных оттуда же – с Черного материка. Не станет полов из французского наборного паркета; лионский декоративный камень не заменит обычных плинтусов. Решено не перевозить в хьюстонские кабинеты и холлы вереницу опорных колонн, вывезенных в свое время с Мадагаскара. Как не окажется по новому адресу отсвечивающих таинственной слюдой плиток из валлийского сланца. 

Более того, не выделено сотен акров для внутренних садово-парковых двориков и прочих закрытых от постороннего взгляда пространств. В общем, поневоле приходится прощаться со особым блеском вчерашней ExxonMobil – с едва ли не античным пластом ее бытия в духе executive style размеренной деловой жизни. Т.е. с тем, что, по меткой оценке The Dallas Business Journal, как раз и превратил владения мега-компании в «наилучший корпоративный кампус Земли, подобного которому никто и никогда не видел»!

Радикальный пересмотр устаревших дизайнерско-эстетических подходов к созданию особых условий для топ-менеджеров – часть объявленного в 2022-м корпорацией плана по снижению непроизводственных издержек в рамках бюджета ExxonMobil – по экономии как минимум 6 млрд долл. Но, конечно, это не означает ухудшения условий для повседневной работы среднего и рядового состава головного офиса. Напротив, решено преобразовать рабочие места таким образом, чтобы вернуть в коллектив множество специалистов, которые под разными предлогами перешли за последние годы (особенно в период эпидемии COVID-19) на дистанционно-домашнюю работу.

Словом, подытоживает Quartz, предпринятый руководством ExxonMobil «шаг означает нечто большее, чем стремление одной компании финансово поджаться — попытку призвать к более эгалитарной корпоративной культуре равноправия». Происходящий поворот «указывает на более значительный тренд. Это – перепланировка некогда отдельного и малодоступного углового офиса для руководства с тем, чтобы сделать этот блок органичной частью общей среды обитания. Тем самым подчеркнуто, что речь идет о подлинно коллективном пространстве взаимодействия, динамизма и демократии».

Павел Богомолов
Кандидат политических наук

В 2013-2015 гг. автор работал в г. Хьюстоне (штат Техас) руководителем PR-службы американского филиала компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз»