Техасский филиал PDVSA – под угрозой захвата кредиторами

Судебные власти Вашингтона разрешили аукционную распродажу акций седьмой по величине компании даунстрима на американском рынке. Это – созданная Венесуэлой в Соединенных Штатах Citgo, которая десятилетиями работала как в производственном, так и в рознично-дистрибьютерском секторах США. У местных кредиторов, мирившихся ранее с долгами Citgo, и впрямь имеется много претензий и официальных исков к этой корпоративной дочке венесуэльской структуры PDV Holding.

Парадокс же, однако, состоит в том, что американская Фемида до сих пор запрещала насильственную распродажу ценных бумаг, эмитированных по линии PDV Holding. Откуда же, интересно, эта благосклонность к гостевому бизнесу из Венесуэлы? Прежде всего, на Потомаке уже многие годы знали: он ведь и впрямь страдает, не справляясь с платежами, — страдает не только от своих ошибок, отраслевого упадка и затяжных последствий майской (2007 года) национализации оринокских промыслов по указу покойного президента Уго Чавеса. Прорехи и срывы в платежеспособности Citgo были обусловлены еще и встречно-репрессивными мерами блокадного характера со стороны Соединенных Штатов. Особенно – январским (2019 года) декретом Дональда Трампа о введении нефтяного эмбарго на танкерных трассах из Венесуэлы.

В столь непростых условиях министерство финансов США предпочло три года назад замедлить хотя бы правовую часть наступления на PDV Holding. То есть благоразумно запретить любую директивную скупку 13-миллиардных активов Citgo «по кускам». Кем именно? Хотя бы обиженными на Венесуэлу (т.е. ждущими выплаты причитающегося им) инвесторами, сервисниками или перевозчиками «черного золота» из нефтяного Эльдорадо Южной Америки. Если бы та «доза мудрости» не была проявлена в 2020-м вашингтонским Минфином, то нетерпеливые ростовщики забрали бы себе доли в Citgo чуть ли не силой. И затем рухнул бы единый и отлаженный комплекс, созданный в свое время родиной Боливара «за морем». Это и заводы в Техасе, Луизиане и Иллинойсе, и трубопроводы, и целая сеть 4200 АЗС в Соединенных Штатах.

Но вот наступил конец 2022-го, и финансовая ситуация PDV Holding и ее дочки стала – после ухода COVID-19 – мало-помалу улучшаться. Сказалась и запоздалая уступка Белого дома: разрешение добывать и вывозить хотя бы часть оринокской нефти. Правда, это согласование было выдано Минфином США в пользу всего одной транснациональной мега-корпорации, которая не покидала Боливарианскую Республику, — Chevron. Но, получив пусть даже один-единственный легальный канал для экспорта, венесуэльский ТЭК зримо расправил плечи, добившись под Новый Год успехов не только на родине, но и в работе зарубежных филиалов. Среди таковых, естественно, — Citgo, получившая годовую прибыль в рекордном объеме 2,8 млрд долл. 

Узнав об этом, министерство юстиции США оживилось: не пора ли, наконец, взыскать реальные деньги с революционного Каракаса? Да и «поджать» его деловой плацдарм к северу от Мексиканского залива с офисом в Хьюстоне? В обращении к окружному суду в Делавэре ведомство отметило: отныне оно не станет мешать рвущимся в бой американским кредиторам, которые нацелятся на доли PDV Holding в знак компенсации причитающейся им венесуэльской задолженности. В документе так и сказано: «Никаких административно-силовых мер против таких истцов приниматься уже не будет». Пусть, мол, они свободно входят в капитал Citgo в ходе предстоящих аукционов; а уж лицензии от казначейства будут счастливцам выданы.

На это ныне надеется, например, Crystallex International. Одной лишь этой канадской корпорации задолжавшая PDV Holding обязана по суду заплатить 970 млн долл. Общее же венесуэльское «бремя» в пользу иных, то есть менее крупных, кредиторов составляет 2,6 млрд долл. Поскольку нет уверенности в том, что их претензии удастся выполнить разово и, так сказать, стопроцентно, — обещанные кандидатам правительственные согласования оговорены некими особыми условиями. Это, видимо, своего рода ограничители потенциальных пакетов. Начнется процесс распродаж 5 сентября с.г., а итоги «аукционного марафона» должны быть подведены в судебном порядке в июне 2024-го.

Реализовать с молотка часть активов Citgo решено, думается, потому что даунстрим в Соединенных Штатах заметно оживился. Даже недополучая былых поставок сырья, все же переживает период завидной активности. Это отнюдь не предположение и не догадка досужих аналитиков. Явный повод – появившиеся, наконец, в «венесуэльском кармане» деньги после многих лет безденежья. Это, кстати, открыто признается самими же инициаторами нынешнего поворота в переменчивой судьбе PDV Holding. Вот что говорит федеральный чиновник Роберт Пинкус, назначенный судом для проработки данного вопроса с Минфином и министерство юстиции США: «Да, надо воспользоваться недавними финансовыми и операционными достижениями Citgo, как и текущим состоянием всей нефтеперерабатывающей индустрии».

Вместе с тем, в происходящем виден не просто конъюнктурно-рыночный подтекст и не только желание кредиторов воспользоваться моментом. В США не могут не замечать, что кабинет Николаса Мадуро не спешит осуществить неофициально-политический сегмент ноябрьской (2022 г.) сделки с Chevron. Диалог боливарианских властей с оппозицией хотя и стартовал, но ни к чему ощутимому не привел, а ведь предстоят венесуэльские выборы, — не так ли? Мало того, что в Каракасе не склонны делить с оппонентами контроль над внутренней политикой страны. Там еще и не собирается отдаляться от своих ведущих геополитических партнеров – Пекина и, конечно, Москвы, что вновь подтвердило недавнее латиноамериканское турне Сергея Лаврова. В таких условиях проявлять деликатность, как бы жалея Citgo и ее родительскую структуру PDV Holding – согласитесь — творцам имперского курса ни к чему.

Павел Богомолов*
Кандидат политических наук

*В 2005-2010 гг. автор работал в Каракасе PR-менеджером «ЛУКОЙЛ Оверсиз» в Южной Америке, а в 2013-2015 гг. – в Хьюстоне, возглавляя PR-службу в офисе той же филиальной компании в США.