Фото ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева

«АрселорМиттал Темиртау» (структура ArcelorMittal) уведомила, что «временно прекращает работу» с официальным дистрибутором «Газпромнефть – смазочные материалы» в стране — частным ТОО «Ник-Ойл». Об этом пишет «Ъ» со ссылкой на письмо, направленное в «Ник-Ойл» 12 июля. Как сообщается, копия письма есть у издания.

В нем поясняется, что «решение принято из-за санкций Украины и ЕС против компании «Газпром нефть», чтобы не подвергать репутационному риску гендиректора «АМТ Темиртау» и АМТ». В документе также сказано, что «АМТ Темиртау» выполнит обязательства по оплате. 

Как отмечают «Ведомости», директор ТОО «Ник-Ойл» Николай Гардер рассказал, что в середине июня компанию предупредили о том, что контракт будет прерван из-за санкций. «Мы были удивлены, попросили разъяснений и наконец получили письмо вот такого содержания», — сказал он.

По словам Гардера, он планирует обратиться с жалобой на действия АМТ в национальную палату предпринимателей Казахстана. Он отмечает, что «Роснефть», которая тоже находится под санкциями, продолжает работу с АМТ. Об этом же сообщили источники в АМТ. По их словам, решение было принято по указанию руководства: «Причем не нашего, а международного». 

Как передает lenta.ru, в «Газпром нефти» ситуацию посчитали «недоразумением», однако отметили, что юристы компании изучат решение казахстанского контрагента. По информации источника, в российской компании рассчитывают на скорейшее разрешение возникшей ситуации, поскольку она «наносит репутационный ущерб российско-казахским взаимоотношениям». 

ТАСС напоминает, что секторальные санкции против России были введены странами Евросоюза 1 августа 2014 года в связи с воссоединением Крыма с Россией и событиями на востоке Украины. В частности, был введен запрет на долговое финансирование учреждениями ЕС трех топливно-энергетических компаний («Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть»). 13 сентября 2018 года Европейский суд общей юрисдикции отказал ряду российских компаний, в том числе «Газпром нефти», в аннулировании санкций Евросоюза. 

Однако эти санкции не мешают обычной коммерческой деятельности. По словам Гардера, «Ник-Ойл» в течение восьми лет поставляет АМТ и ее дочерним компаниям смазочные материалы и охлаждающие жидкости, объем поставок — около 1 тыс. тонн в год.

Адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова в беседе с «Ъ» говорит, что между сторонами может быть заключен рамочный контракт, который не предусматривает какой-либо периодичности в поставках: тогда АМТ действует в своем праве. «Если же контракт предусматривал четкий график поставок, а в самом договоре стороны не предусмотрели права расторгнуть его по санкционным основаниям, то у «Ник-Ойл» есть хорошие шансы оспорить действия АМТ в суде», — считает юрист.

«Поскольку «Газпром нефть» является исключительно субъектом секторальных санкций, речь с большой вероятностью идет о спекулятивном поводе для прекращения договора. На это указывает оговорка о репутационных рисках», — полагает партнер адвокатского бюро ЕМПП Мерген Дораев. Он отмечает, что с юридической точки зрения это не является основанием для расторжения договора в одностороннем порядке. 

Кристина Кузнецова