
Правительство не будет продлевать соглашение о контроле цен на бензин, сообщают «Ведомости» со ссылкой на четырех сотрудников нефтяных компаний и двух федеральных чиновников. Решение было принято на совещании у министра финансов Антона Силуанова и первого вице-премьера Дмитрия Козака с нефтяниками 17 июня, отмечает издание.
Как подчеркивает Интерфакс, правительство сохраняет возможность ввести заградительные экспортные пошлины на все виды нефтепродуктов – 90% от нефтяных. По мнению источника издания в аппарате правительства, нет смысла продлевать соглашения, поскольку налоговый маневра работает и без него.
Как напоминает РБК, весной прошлого года бензин и дизтопливо на заправках подорожали на 7%, что оказалось почти в пять раз выше уровня инфляции. В ситуацию вмешалось правительство и заключило с нефтяными компаниями соглашения о заморозке цен на бензин до конца 2018 года. С 2019 года они могли увеличивать цены на АЗС только в пределах инфляции. Срок действия первого соглашения правительства с нефтяниками истек 31 марта. После этого была заключена новая договоренность, которая действует до 1 июля текущего года.
А с 1 июля, отмечают «Ведомости», начнет работать новая формула для механизма компенсации нефтяным компаниям за поставку моторного топлива на внутренний рынок. Выплаты со стороны государства возрастут.
«Если в указанный срок соглашение перестанет действовать, то компании первым делом начнут отыгрывать потери», — комментирует «Ъ» представитель Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев. «Оптовые цены поддерживают инфляционные процессы, и они также поднялись, а розница на сегодняшний день стоит. После 1 июля, как закончится мораторий, цены должны отыгрывать тот период времени, пока они стояли, и набрать разницу между оптом и розницей для того, чтобы выйти на уровень рентабельности для нефтяных компаний, который был до этого», — говорит эксперт.
По данным СМИ, в правительстве надеются, что цены не взлетят после отмены договоренностей. Для того, как пишет gazeta.ru, Госдума должна до 25 августа принять законопроект, разработанный Минэнерго и Минфином, о корректировке демпфера. По словам источников издания, заработать закон может задним числом уже с 1 июля 2019 года, так как уплат акциза осуществляется до 25 августа, и к моменту потенциально вступления закона в силу расчеты могут быть скорректированы.
«Власти не позволят ценам резко вырасти, так что контроль за отраслью в какой-то мере сохранится», — делится в беседе с «Ъ» ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. «Правительство не заинтересовано в волатильности этих цен. Мы сейчас предпринимаем различные шаги по снижению инфляции. Если же бензин вновь начнет дорожать, то, естественно, все планы по взятию под контроль этого показателя пройдут прахом. Поэтому, скорее всего, соглашение будет продлено в той или иной форме, хотя, может быть и пересмотреть с другими внутренними параметрами», — отмечает Кочетков.
Доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Тамара Сафонова также считает, что решение правительства не продлевать соглашение о заморозке цен на топливо в сегодняшних условиях не должно привести к скачку цен на бензин.
«Даже в период действия соглашения правительства и нефтяных компаний цена топлива росла. Это обстоятельство, в конечном итоге, делает резкий скачок цен на бензин в России маловероятным», — цитирует слова эксперта агентство Regnum.
Сафонова отметила, что в период действия соглашения о заморозке — с 1 января по 25 июня цены на бензин АИ-92 выросли на 17%, стоимость АИ-95 — на 24%, цена дизеля – на 4%. За этот же период 2018 года АИ-92 подорожал на 25%, АИ-95 — на 27%, дизель — на 15%. Таким образом, в условиях регулирования цены росли немногим медленнее, чем при его отсутствии, что делает маловероятным резкое повышение стоимости сразу после отмены заморозки цен.
«Сейчас нет большого разрыва между экспортной и внутренней ценой. Она составляет 3–5 тысяч рублей за тонну. В апреле по бензину разницы между экспортной и внутренней ценой составляла 24 тысячи рублей, в мае — 17 тысяч рублей за тонну. Но сейчас эта разница нивелировалась. Сейчас я бы не стала прогнозировать резкий скачок цены», — заключает эксперт.
Кристина Кузнецова