Крупнейший автоконцерн и лидер цифровой экономики направили 1,2 млрд долларов в электромобильный стартап — компанию Rivian, планирующий до конца 2020 г. выпустить электрические внедорожник и пикап. Тогда как Tesla сообщила о худшем за историю существования первом квартале текущего года. После очень успешной второй половины 2018 г. компания Илона Маска вновь терпит убытки.

Автоконцерн Ford заявил в апреле текущего года о планах вложить в Rivian 500 млн долларов. Тогда как Amazon уже инвестировала в этот электромобильный стартап 700 млн долларов в феврале 2019 г. Rivian начнет производство в сегменте роскошных автомобилей, рассчитывая перетянуть на себя традиционных покупателей Tesla. Пикап Rivian с системой автономного вождения будет стоить 68 тыс. долларов. Стартап планирует запустить производство до конца текущего года, продать до 20 тыс. электромобилей в 2021 г., а в 2022 г. удвоить число продаж. Руководители Rivian и Ford, вслед за Маском, также теперь декларируют, что миру нужна полная электрификация и переход на автономы.

Традиционная автомобильная промышленность находится под большим давлением. Автоконцернам необходимо разрабатывать новые дорогостоящие технологии и сделать их экономически жизнеспособными в условиях падающих доходов. По итогам 2018 г. прибыль Ford снизилась более чем на 50%. Пытаясь спасти автоконцерн руководство компании профинансировала стартап вслед за Amazon, одной из наиболее доходных корпораций мира, которой нужны красивые автономные грузовики для развоза интернет-заказов покупателям. 

В свою очередь Tesla, замучившая инвесторов болезнями роста, в этом году форсированными темпами строит фабрику в Китае. К сожалению, покорение Илоном Маском нового рынка совпадает со сложным периодом в глобальной экономике. Ведущие компании мира начали в конце апреля озвучивать результаты первого квартала 2019 г.: у большинства наблюдается обвал доходов. 

Однако Tesla остается лидером электромобильного рынка. Компания продала в прошлом году 245 тыс. машин. Маск сохраняет планы выпустить в этом году 400 тыс. электромобилей и надеется в третьем квартале текущего года выйти в прибыль. К концу 2020 г. Илон пообещал оперировать парком автономных такси в 1 млн машин, что выведет рынок на новый уровень «технологической реальности». Среди ближайших конкурентов Tesla в США эксперты отмечают успехи в разработке автономных транспортных средств компании Waymo, дочки еще одного цифрового лидера — Google (Alphabet). Однако пока ни одна из компаний, работающая над созданием автономов, не пообещала покупателям доход и быструю окупаемость, как это сделала Tesla.

В этих условиях традиционные автоконцерны делают ставку на технологические альянсы. В частности, объединившая усилия с Amazon и Rivian компания Ford обсуждает партнерство с Volkswagen в области разработки технологий автономного транспорта.  G.M. и Honda уже совместно работают над решениями для автономов, их усилия поддержаны японским SoftBank, который специализируется на инвестициях в высокодоходные технологические прорывы.

Мария Кутузова