В конце сентября 2020 г. в небе над Англией совершил первый полет шестиместный пассажирский самолет Piper M-класса с водородным двигателем. ZeroAvia, разработавшая транспортное средство, описала это событие как «первый полет коммерческого самолета на водородных топливных элементах». Airbus планирует выпустить безуглеродный самолет к 2035 г. Компания представила три визуальные концепции самолетов с нулевым уровнем выбросов, которые в качестве топлива будут использовать водород. 

Рейс Piper M-класса выполнен на научно-исследовательской площадке компании в аэропорту Крэнфилд в Англии, в 50 милях к северу от Лондона. ZeroAvia сообщила о «первом в мире полете пассажирского самолета на топливных элементах». Однако еще в 2016 г. самолет HY4, рассчитанный на перевозку четырех человек, совершил первый официальный рейс, вылетев из аэропорта Штутгарта в Германии. HY4 был разработан исследователями из Немецкого аэрокосмического центра. Существуют и другие примеры самолетов на водородных топливных элементах, которые могут перевозить пассажиров. Однако, по мнению руководства ZeroAvia, размер и экономическая доступность для пассажиров самолета Piper M-класса позволят уже в ближайшее время выполнять коммерческие рейсы с нулевым уровнем выбросов. Компания возглавила программу HyFlyer, в которой ее партнерами стали компания Intelligent Energy и Европейский центр морской энергии. Проект HyFlyer поддерживает правительство Великобритании. Главная его цель состоит в том, чтобы свести к минимуму (и даже нулю) выбросы малой авиации со средней дальностью полетов. 

Крупнейший авиастроительный концерн Airbus представил в сентябре три визуальные концепции самолетов с нулевым уровнем выбросов, которые будут использовать в качестве топлива водород. Правительства европейских стран настаивают на переходе к транспортным решениям с нулевыми уровнями эмиссии парниковых газов и загрязнения воздушной среды. Airbus заявил о 2035 г. в качестве целевого срока ввода в эксплуатацию коммерческого самолета с нулевыми выбросами углекислого газа. Инициатива компании «ZEROe» включает концепции двух самолетов обычного вида: турбовинтового реактивного двигателя, способного перевозить 120-200 человек на расстояние 3,7 тыс. км, и турбовинтового самолета, способного перевозить до 100 человек на вдвое меньшее расстояние. В отличие от обычных самолетов, двигатели концептов Airbus будут приспособлены для сжигания жидкого водорода, хранящегося в хвостовой части фюзеляжа. Третье предлагаемое решение включает революционную конструкцию «смешанного крыла», в котором крылья «сливаются» с корпусом самолета. Airbus уже работает над демонстрационной моделью, которую рассчитывает представить уже в 2021 г., а к середине следующего десятилетия компания обещает выбрать приоритетную технологию. 

Скептики считают, что реального прорыва в водородной авиации можно будет добиться лишь к 2040 г. Больше всего вопросов возникает в отношении безопасности, в частности, в отношении хранения водородного топлива во время полета при низких температурах. Использование водорода на транспорте обсуждается с 1970-х годов, но ранее это решение было слишком дорогим для широкого использования. Кроме того, большая часть промышленно производимого сегодня водорода связана с использованием природного газа, что создает дополнительные выбросы углекислого газа. Однако Airbus отклоняет все возражения и призывает к масштабным инвестициям в создание новой энергетической инфраструктуры водородной авиации. Компания обещает производить водород для авиации из возобновляемых источников энергии и извлекать его из воды с помощью электролиза. Однако оба эти решения пока являются одними из самых затратных. 

Мария Кутузова