Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Камерун, Габон, Республика Конго, ДРК

Самый дорогой в Африке

Дуала — крупнейший город Камеруна и его экономическая столица, центр Прибрежного региона и департамента Вурри. Население агломерации — свыше 5 млн человек.

Первыми европейцами, появившимися в районе современной Дуалы, стали португальцы; это произошло в 1472 году. В XVIII веке поселение стало центром трансатлантической работорговли. В середине XIX века сюда прибыли английские миссионеры, создавшие на месте деревень Аква, Белл и Дейдо город Камерун-Сити. Вскоре был построен современный по тогдашним критериям порт, а в 1884 году город перешел под контроль Германской империи и получил название Камерунштадт. В 1907 году город получил современное название в честь населяющего его местного племени, а после Первой Мировой войны, в 1919 году, вошел в состав Французского Камеруна. В годы Второй Мировой войны Дуала была столицей Камеруна. 

Дуала — самый дорогой город Африки — по стоимости жизни он входит в первую двадцатку соответствующего мирового рейтинга. Увы, по качеству жизни ситуация совершенно другая — в этом рейтинге Дуала занимает место ближе к концу второй сотни. 

В Лимбе, пригороде Дуалы, расположен НПЗ Sonara мощностью 2,2 млн тонн нефти в год, производящий сжиженный газ, реактивное топливо (авиакеросин), газойль и высокооктановый бензин.

Порт Дуала-Бонабери расположен в 20 км от побережья Атлантического океана, вдоль эстуария реки Вурри. Через гавань Дуалы осуществляется 95% всех морских перевозок Камеруна; кроме того, порт обслуживает потребности Чада и Центрально-Африканской Республики, не имеющих выхода к морю. Основные грузы – лес, алюминий в слитках, бокситы, нефть, нефтепродукты, СПГ, химикаты, стройматериалы, машины и оборудование, сельхозпродукция (бананы, какао, кофе), рыба, морепродукты, контейнеры. В гавани работают 16 причалов общей длиной 10 км и глубиной от 8 до 13 м, а также судоремонтная верфь. Максимальная длина принимаемых судов — 300 м. Общая площадь складов — 66 тыс. кв. м. Годовой грузооборот — 15 млн тонн, судопоток — около 3 тыс. кораблей.

Свободный город

Либревиль — столица Габона с населением 750 тыс. человек. Город основан в 1849 году группой освобожденных рабов и соответственно назван (по-французски libre — «свободный», ville — «город»). Спустя 40 лет город стал административным центром французской колонии Габон-Конго, получившей затем название Французское Конго. В ноябре 1940 года отряды антифашистской голлистской организации «Свободная Франция» в составе французских, сенегальских и камерунских легионеров выбили из Либревиля войска прогерманского коллаборационистского «правительства Виши», после чего до конца Второй Мировой войны город оставался главным центром и опорным пунктом французских антифашистов в Западной Африке. В 1960 году город получил статус столицы новообразованного государства Габон.

Гавань Либревиля расположена на северном берегу эстуария рек Мбе (от ее португальского названия Gabão происходит название государства) и Комо. Имеет два портовых района — Либревиль и Овендо. В гавани работают 7 причалов глубиной от 9 до 13 м; основные грузы — железная и марганцевая руды, лес, нефть и нефтепродукты, стройматериалы (цемент, клинкер), контейнеры. Развиты рыболовство и рыбопереработка, имеются судоверфи. Годовой грузооборот — 10 млн тонн.

Эбен и махогони

Порт-Жантиль находится на западе Габона, на побережье Атлантического океана, чуть южнее экватора. Первым европейцем, открывшим эту местность, был португальский мореплаватель Лупу Гонсалвиш в 1473 году. Ровно 400 лет спустя, в 1873 году, здесь, на месте деревни Манджи-Орунгу была построена французская торговая фактория, названная в честь исследователя Африки и колониального администратора Эмиля Жантиля. В настоящее время Порт-Жантиль с населением 150 тыс. человек — второй по величине город Габона, административный центр провинции Огове-Маритим и департамента Бендже. В Порт-Кларетте, пригороде Порт-Жантиля, действует крупнейший в стране НПЗ Sogara мощностью 21 тыс. баррелей в сутки, производящий очищенную нефть сортов Mandji и Rabi, сжиженный газ и нефтепродукты (неэтилированный бензин, керосин, газойль, мазут и битум).

Гавань Порт-Жантиля находится на острове Лопес в устье реки Огове. Основные грузы – нефть, нефтепродукты, кофе, какао, каучук, а также экзотические породы тропического леса — эбена (черного дерева), махогони (красного дерева), кевазинго и окуме. После открытия в середине 50-х годов крупных морских нефтяных месторождений Порт-Жантиль стал береговой базой офшорных операций. Кроме того, здесь развито рыболовство и рыбопереработка. Годовой грузооборот — 10 млн тонн.

Две столицы 

Браззавиль, расположенный на великой африканской реке Конго, основан в 1880 году французским исследователем Пьером Саворньяном де Бразза как военный пост и торговая фактория. Поселение, вскоре ставшее городом и административным центром Французского Конго, названо именем своего основателя. В 1910 году Браззавиль стал центром Французской Экваториальной Африки и Среднего Конго, в 1958-м — центром автономной Республики Конго в составе Французского сообщества. В 1960 году, после обретения страной независимости, Браззавиль стал столицей суверенной Республики Конго. В настоящее время в городе живет 2 млн человек, треть населения страны.

Браззавиль расположен на северном берегу Конго, прямо напротив Киншасы, столицы Демократической Республики Конго. Это единственное место в мире, где две столицы находятся совсем рядом, в пределах видимости (исключая Рим и Ватикан). Соответственно, порт Браззавиля, построенный после Второй Мировой войны — речной (Конго — вторая по длине река в Африке после Нила; кроме того, она самая полноводная на континенте, а в мире по этому показателю уступает только Амазонке). Порт, помимо местных потребителей, обслуживает грузоперевозчиков из Камеруна, Центрально-Африканской Республики и Чада. Основные грузы — лес, нефть, нефтепродукты, медь, рыба, сельхозпродукция (пальмовое масло, сахар, кофе, хлопок), контейнеры, генеральные грузы. Годовой грузооборот — 5 млн тонн, пассажирооборот — 100 тыс. человек. 

Черный мыс

В 1484 году португальские мореплаватели, двигаясь по Атлантике вдоль африканского побережья на юг, увидели черные скалы и назвали эту местность Капа-Прета («черный мыс»). Затем здесь возник небольшой рыбацкий поселок, возле которого в 1883 году экспедиция Пьера де Бразза основала военный форт, переведя название местности на французский язык — Пуэнт-Нуар. Несколько лет после Второй Мировой войны Пуэнт-Нуар был столицей французской колонии Среднее Конго. В настоящее время население города составляет 700 тыс. человек. Важный промышленный объект Пуэнт-Нуара – НПЗ Congolaise de Raffinage мощностью по переработке 21 тыс. баррелей нефти в сутки.

Современный порт Пуэнт-Нуара построен в 1939 году; его, помимо местных стивидоров, используют также компании из Габона (преимущественно для вывоза марганцевой руды), Центрально-Африканской Республики и Чада. Гавань состоит из пяти портовых районов – универсального, рыболовецкого, судостроительного, нефтеналивного (терминал Djeno) и нефтесервисного (береговой базы для обслуживания морских месторождений). Общая площадь порта – 126 га, длина причального фронта – около 3 км, глубина основных причалов – 16 м, что позволяет принимать суда длиной до 340 м. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, руда, цемент, зерно, лес, рыба, вино, растительное масло, контейнеры. Годовой грузооборот – 10 млн тонн, судопоток — 1500 кораблей.

Разборка в джунглях

Киншаса — столица Демократической Республики Конго (ДРК) — основана как торговый пункт в 1881 году знаменитым исследователем Африки Генри Мортоном Стэнли. Первоначально город был назван Леопольдвилем в честь бельгийского короля Леопольда II. Город стал первым судоходным портом на реке Конго. В 1898 году сюда была проведена железная дорога из порта Матади, послужившая основой для быстрого роста Леопольдвиля. В 1920 году город стал столицей Бельгийского Конго. В 1960 году колония получила независимость, и вскоре столица молодого государства была переименована в Киншасу, по названию одной из деревень, вошедших в состав города.

В настоящее время в городской агломерации Киншасы проживают более 15 млн человек; это — второй по размерам город Африки (после Лагоса) и крупнейший по численности населения франкоязычный город мира (в целом 112-миллионная ДРК по количеству франкофонов приближается к Франции). При этом преобладающий разговорный язык в Киншасе — лингала, относящийся к африканской языковой группе банту.

Самое известное событие в истории Киншасы состоялось 30 октября 1974 года — это боксерский поединок между Джорджем Форманом и Мухаммедом Али, в котором Али вернул себе титул чемпиона мира в тяжелом весе. Легендарный бой, известный как The Rumble in the Jungle («разборка в джунглях») считается величайшим боксерским поединком XX века. Продолжая спортивную тему, отметим, что Киншаса — родина выдающегося баскетболиста Дикембе Мутомбо, одного из лучших в мировом баскетболе мастеров блок-шотов и оборонительной игры.

Речной порт Киншасы расположен на южном берегу реки Конго (как мы уже знаем, прямо напротив Браззавиля) и состоит из пяти терминалов — Ondica, Sicotra, Entriac, RAFI и AVC. Глубина причалов — от 1,5 до 6 м, общая длина причального фронта — 1,6 км, площадь открытых грузовых площадок — 25 тыс. кв. м, площадь крытых складов — 60 тыс. кв. м. Годовой грузооборот — 2 млн тонн.

Камень на большой реке

Город Матади (ДРК) основан в 1879 году Генри Мортоном Стэнли. Название города на местном языке киконго означает «камень». Население Матади — 350 тыс. человек. 

Порт Матади расположен на берегу Конго, в 150 км от устья этой огромной реки. Основные грузы – нефть, нефтепродукты (наливной терминал Ango-Ango), медь, цинк, металлопрокат, удобрения, лес, рыба, каучук, соль, контейнеры, а также сельхозпродукция (кофе, какао, пальмовое масло, хлопок, пшеница, рис). В гавани действуют 10 причалов максимальной глубиной 6,5 м, позволяющей принимать суда длиной до 190 м. Годовой грузооборот — 3 млн тонн, судопоток – 350 кораблей.

Морской промысел

Муанда (ДРК) расположена на побережье Атлантического океана в устье реки Конго, самого широкого в Африке. Население города — 100 тыс. человек. Муанда известна своими пляжами и наличием морского порта Банана. 

В 10 морских милях от Муанды расположен одноименный нефтепромысел, принадлежащий англо-французской компании Perenco. Основные производственные мощности – плавучие установки для добычи, хранения и отгрузки нефти (FPSO) Bellatrix Voyager и Kalamu — расположены на глубине 16,5 м, позволяющей принимать танкеры дедвейтом до 160 тыс. тонн. Годовой грузооборот терминала — 1,5 млн тонн. 

Григорий Волчек