Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Нигерия
Спокойное озеро
Лагос с населением агломерации около 21 млн — крупнейший город Нигерии и Африки в целом. При этом до 1991 года Лагос был столицей страны; для разгрузки мегаполиса столица была перенесена в сравнительно небольшой город Абуджа, но Лагос все равно продолжил свой бурный рост.
Первогород на месте нынешнего Лагоса был основан под названием Око (Эко) племенем авори в XIII веке. Португальский мореплаватель Руй ди Сикейра, в 1472 году посетивший этот район, назвал его Лаго-де-Курамо («спокойное озеро»), имея в виду спокойствие прибрежных вод. Позже англичане, колонизировавшие регион в 1861 году, сократили название до «Лагос». При англичанах город начал быстро развиваться — в 1886 году здесь появились железная дорога и телефонная связь, в 1898 — электрическое освещение. В 1914 году Лагос стал столицей британского колониального протектората Нигерия. В 1960 году, после получения Нигерией независимости, Лагос сохранил столичный статус.

Среди многообразия культурной жизни Лагоса выделяется тот факт, что ровно полвека назад, в сентябре 1973 года, Пол Маккартни записал в местной студии звукозаписи свой пятый (и лучший!) сольный альбом Band on the Run.
Что касается спорта, то в Лагосе родился и начал свою блестящую карьеру Хаким Оладжьювон, недавно отметивший свое 60-летие. Оладжьювон — один из величайших баскетболистов мира, легендарный центровой Houston Rockets, двукратный чемпион NBA, абсолютный лидер лиги по количеству блок-шотов (перехватов бросков противника) и один из четырех игроков NBA, сделавших квадрупл-дабл (набор в течение одного матча двузначного количества очков по 4 статистическим показателям).
Лагосский порт — крупнейший в Нигерии — расположен в акватории Гвинейского залива на островах и в континентальной части города. Развитие портовой зоны началось в 1906 году и заняло почти 20 лет. В 1948 году гавань была существенно расширена. Во время гражданской войны 1967–1970 годов Лагос был единственным работающим портом страны.
Гавань Лагоса состоит из трех юридически и организационно самостоятельных грузовых районов — Апапа, Тин-Кэн Айленд и Лекки. Тем не менее, их географическая близость и технологическая взаимосвязанность позволяет рассматривать их как единый портовый комплекс. Апапа и Тин-Кэн имеют 30 работающих причалов общей длиной 10 км и глубиной от 9 до 12 м; Лекки — новый глубоководный порт (открыт в июле 2022 года) глубиной 14 м и перспективой углубления до 16,5 м. Среди 7 причалов Лекки 3 наливных, могущих принимать танкеры дедвейтом до 160 тыс. тонн. В гавани действуют 4 крупных нефтехранилища — Bulk Oil Terminal, Real Oil Mills, Nimadco Oil Mills и Nosak. Основные грузы — нефть и нефтепродукты, автомобили (до 300 тыс. машин в год), химикаты, цемент, сельхозпродукция (каучук, пальмовое масло, какао, кожа, копра, хлопок), контейнеры. Годовой грузооборот — около 100 млн тонн, судопоток — 2700 кораблей. Судоверфь, оснащенная плавучим и сухим доками, двумя эллингами и слипами, обеспечивает ремонт кораблей среднего водоизмещения.
Операция «Дельта»
Варри, расположенный в дельте Нигера, исторически был одним из центров работорговли. После введенного англичанами в 1807 году запрета работорговли Варри стал важным портом по отгрузке пальмового масла, гуммиарабика (высохшей смолы акации), какао, земляных орехов (арахиса) и тканей. В начале 1960-х годов в окрестностях Варри нашли нефть, и местный порт Дельта (по названию штата) приобрел ярко выраженную нефтяную специализацию. Население Варри составляет около 600 тыс. человек.
Сегодня в гавани Дельта работают 26 наливных причалов глубиной от 6 до 18 м. Годовой грузооборот — 10 млн тонн, судопоток — 700 кораблей. В портовой зоне расположен принадлежащий госкомпании NNPC крупный НПЗ Warri Refinery мощностью по переработке 125 тыс. тонн баррелей нефти в сутки.
Бонни и Льюис
Нигерия — самая крупная в Африке нефтедобывающая страна с извлекаемыми запасами более 5 млрд тонн углеводородов и годовой добычей около 80 млн тонн нефти и газового конденсата (на самом деле существенно больше за счет масштабной нелегальной добычи). Главный нефтедобывающий регион Нигерии — штат Риверс; столица штата — Порт-Харкорт, расположенный на реке Бонни в дельте Нигера. Город основан в 1912 году, назван в честь Льюиса Харкорта, министра по делам колоний в тогдашнем английском правительстве. В настоящее время агломерация Порт-Харкорта насчитывает около 2,3 млн жителей.

Гавань Порт-Харкорта, которая называется Риверс (по названию штата), включает 5 нефтяных терминалов — General Cargo New Berth, Shell Jetty, NPA Jetty, Okolobaratoru (плавучая установка подготовки нефти — FPSO) и Oando (крупный резервуарный парк); 15 причалов имеют глубину от 4,5 до 18 м. Годовой грузооборот — 10 млн тонн, судопоток — 350 кораблей. В прибрежной зоне Порт-Харкорта расположены два НПЗ, принадлежащих NNPC — среднеразмерный Alesa Eleme мощностью 60 тыс. баррелей нефти в сутки и огромный PHRC мощностью 210 тыс. баррелей в сутки.
Береговая база
Еще одна специализированная нефтяная гавань в штате Риверс, в дельте Нигера — Онне (Onne Oil and Gas Free Zone). Гавань разделяется на три грузовых района — Federal Lighter Terminal, Onne Port Complex и Federal Ocean Terminal (в последнем из них, помимо прочего, расположена главная береговая база по обслуживанию офшорных нефтегазовых месторождений — Oil Well Equipment). 27 причалов общей длиной более 5 км имеют глубину от 7,5 до 12 м. В гавани находятся 4 резервуарных парка — Оандо, Тонимас, Сахара и SPG. Максимальный дедвейт обслуживаемых танкеров — 60 тыс. тонн.
Главный оператор портовых мощностей — местное подразделение Shell; весьма заметны здесь также Exxon Mobil и Total Energies. Помимо наливных, в гавани расположен крупный контейнерный терминал West Africa; действует судоверфь West Atlantic Shipyard. Годовой грузооборот — 50 млн тонн, судопоток — 1000 кораблей.
Тяжелое наследие
Калабар, административный центр штата Кросс-Ривер, находится на крайнем юго-востоке Нигерии, близ границы с Камеруном, в устье одноименной реки Калабар, впадающей в Гвинейский залив. Город был основан в XV веке португальскими мореплавателями на месте родовой деревни племени эфик. В конце XVII века Калабар стал крупнейшим в Африке центром работорговли — отсюда отправлялись до трети всех вывозимых в Америку рабов.
После запрещения работорговли Калабар сосредоточился на экспорте сельхозпродукции, в первую очередь, пальмового масла. В 1880 году город стал административным центром британского протектората побережья Нигера (Niger Coast). Город сыграл немалую роль в культурном и экономическом развитии Нигерии — например, здесь были открыты первые в стране больница и почтамт. В настоящее время численность населения Калабара — 1,3 млн человек.
Калабарский порт имеет 10 терминалов, два из которых — Одуду и Ква-Ибо — офшорные нефтяные. Годовой грузооборот гавани — 7 млн тонн, судопоток — 200 кораблей.
Григорий Волчек

Говоря о Нигерии следует иметь ввиду, что речь идет не об исторически сложившемся государстве, а о произвольной «нарезке» британскими властями независимых государств из своих колониальных владений.
Как следствие, современная Нигерия состоит из трех крупных племенных групп: Йоруба, Игбо и Хауса, компактно проживающих на Юго-Западе, Юго-Востоке и Севере страны соответственно, а также великого множества более мелких племен. Все это волей колониальных властей Великобритании объединено 1 октября 1960 года в одно государство.
Антагонизм между Севером (Хауса) и Юго-Востоком (Игбо) привел в 1966 году к погрому Игбо на Севере Нигерии, затем к военному перевороту под руководством подполковника Говона и окончательной «зачистке» армии и бюрократического аппарата от этнических Игбо. Во время погромов и чисток было уничтожено около 50–60 тысяч Игбо, свыше двух миллионов бежали на Юго-Восток страны. Это, в свою очередь, привело к провозглашению на Юго-Востоке Нигерии независимого государства Биафра (30.05.1967) и началу гражданской войны в Нигерии.
Республика Биафра просуществовала до 15 января 1970 года, ведя отчаянную борьбу с войсками Говона, которые при поддержке Великобритании и СССР (удивительно, но в этом деле вечные антагонисты были заодно) организовали морскую и сухопутную блокаду республики и, в конечном итоге, уничтожили это маленькое независимое государство.
Для понимания ситуации важно знать, что нефтедобывающие мощности Нигерии сосредоточены на территории Биафры.