Продолжаем знакомство с крупнейшими нефтеналивными портами мира: Карибы
Родина прекрасной Жозефины
Мартиника — остров в центральной части Малых Антильских островов, заморский департамент Франции (как соседние Гваделупа и Гвиана, а также Майотта и Реюньон, расположенные недалеко от Мадагаскара). Управляется префектом и парламентом (Генеральным советом), избирает шестерых представителей в законодательные органы Франции – четырех депутатов Национального собрания и двух сенаторов. Административный центр — Фор-де-Франс («французский форт»), который с 1672 по 1793 год назывался Фор-Рояль («королевский форт»). Площадь острова — 1128 кв. км, население — 360 тыс. человек (в основном, чернокожие). Языки — французский и патуа (местный диалект на основе французского, английского, испанского и португальского языков).
Остров открыт в 1502 году четвертой экспедицией Христофора Колумба, но первооткрыватели-испанцы не стали осваивать Мартинику, де-факто уступив ее французам. В 1635 году здесь был основан форт Сен-Пьер, а в 1664 году остров стал коронной колонией Франции. На Мартинике выращивались наиболее рентабельные на тот период сельскохозяйственные культуры (сахарный тростник, хлопок, табак, кофе); для работ на плантациях массово завозились рабы из Африки.
Период «звериного капитализма» завершился в 1848 году, когда на Мартинике, как и во всех французских колониях, было отменено рабство. Еще через 22 года все жители Мартиники получили французское гражданство, избирательные права и представительство в парламенте Франции.
В 1902 году извержение вулкана Мон-Пеле полностью уничтожило Сен-Пьер (погибло 28 тыс. человек). В связи с этим административный центр Мартиники переместился в Фор-де-Франс, который сейчас является самым крупным франкофонным городом Вест-Индии (в городской агломерации проживают 150 тыс. человек, 40% населения острова).
В 1946 году Мартиника получила нынешний статус.
Самая известная уроженка острова — Мари Жозефа Роз Таше де ла Пажери (Жозефина Богарне), первая жена Наполеона Бонапарта. В Фор-де-Франс происходит действие классического голливудского фильма «Иметь и не иметь» (1944 год) по роману Эрнеста Хэмингуэя с Хэмфри Богартом и Лорен Бэколл в главных ролях.
В экономике острова важную роль играет построенный в 1971 году НПЗ Societe Anonyme de la Raffinerie des Antilles (SARA), принадлежащий нефтегигантам Total, ExxonMobil, Chevron, а также французской компании Rubis. Мощность по переработке – 16 тыс. баррелей в сутки; сырье поставляется из Норвегии (с шельфа Северного моря) и Венесуэлы. Завод производит бензин, дизтопливо, авиакеросин и СПГ; большая часть продукции идет на экспорт, остальное — на бункеровку судов и обеспечение местной электростанции EDF-Bellefontaine.
Гавань Фор-де-Франса находится на побережье одноименной бухты на западе острова, в предместье Турей-Бай. Хорошо защищенная акватория площадью около 40 кв. км в районе устья реки Мадам состоит из восьми портовых районов — Simon Point (круизный терминал), West Quay (причал Ro-Ro, обслуживающий регулярные паромные линии на соседние острова Сент-Люсия, Гваделупа и Доминика), судоверфь (сухой док для ремонта кораблей дедвейтом до 20 тыс. тонн), Hydrobase Quay (наливной и сухогрузный причалы), SARA (нефтеналивной терминал), Pointe des Grives и Pointe de Carrieres (контейнерные терминалы), а также Abricot Pool (марина для яхт, маломерных и рыболовных судов). Глубина причалов и якорных стоянок – от 10 до 22 м. Основные грузы – сельхозпродукция, включая сахар, бананы, ананасы, цитрусы, кофе, какао, авокадо, овощи (баклажаны), ямс (высокобелковая разновидность «тропического картофеля»), батат, экзотические цветы, ром, мясо-молочные продукты, а также нефть и нефтепродукты, железная руда, удобрения, цемент и контейнеры. Максимальные размеры обслуживаемых судов: длина — 345 м, дедвейт — 120 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 4 млн тонн, пассажирооборот — 700 тыс. человек.
Вместо Канады
Гваделупа — заморский департамент Франции, расположенный на Малых Антильских островах. Гваделупа по многим параметрам идентична соседней Мартинике, только немного больше по территории и численности населения. В состав департамента входят разделенные узким проливом Ривьер-Сале крупные острова Бас-Тер и Гран-Тер, а также малые острова Мари-Галант, Ла-Дезирад, Тер-де-О, Тер-де-Ба и Пети-Тер (необитаемый заповедник, основными жителями которого являются антильские игуаны). Административный центр — город Бас-Тер на одноименном острове.
Первым европейцем, ступившим на берег архипелага 4 ноября 1493 года, стал вездесущий Христофор Колумб, назвавший открытую землю Санта-Мария-де-Гуадалупе в честь королевского монастыря в испанском городе Гуадалупе. Далее события развивались по схожему с Мартиникой сценарию — испанцы колонизировать острова не стали, и «политический вакуум» заполнили французы.
При этом на тропические острова активно претендовали англичане – за сто лет они нападали на несчастную Гваделупу целых 6 раз! Но французы держались за свою колонию крепко; более того, по договору 1763 года Франция, закрепив права на Гваделупу, в порядке компенсации отказалась от территориальных притязаний на Канаду.
В 1794 году на фоне Великой французской революции местные прогрессивные военные во главе с полковником Луи Дельгресом отменили рабство, изгнали рабовладельцев-плантаторов и провозгласили фактический суверенитет. В 1802 году Наполеон послал на остров экспедиционный корпус, который пресек гваделупскую вольницу и восстановил рабство; Дельгрес с большой группой своих соратников покончили жизнь самоубийством.
С 1813 по 1814 год, на фоне поражения Наполеона, Гваделупа контролировалась весьма неожиданным для Карибского региона интересантом — Швецией. Впрочем, вскоре статус-кво был восстановлен — Парижский договор 1816 года окончательно зафиксировал французский контроль над островом.
Нынешний статус Гваделупа получила в 1946 году, а в 2007 году были скорректированы административные границы департамента, из состава которого были исключены острова Сен-Бартелеми и Сен-Мартен (только северная часть, поскольку южная принадлежит Нидерландам), которые образовали отдельные заморские общины Франции.
Этно-расовый состав населения архипелага типичен для Карибов – чернокожие составляют более 90%. Экономика базируется на туризме, развитом аграрном секторе (сельскохозяйственные угодья занимают около 40% территории), и хорошей транспортной инфраструктуре.
Главный порт Гваделупы (а также крупнейший город департамента и всей французской Вест-Индии) — Пуэнт-а-Питр на юго-западе острова Гран-Тер. Судьба города, основанного в 1763 году, была тернистой — в 1780 году его полностью уничтожил пожар город, а в 1843 году — землетрясение. В настоящее время в городской агломерации Пуэнт-а-Питра живет более 250 тыс. человек, что составляет две трети населения Гваделупы.
Самые известные уроженцы Пуэнт-а-Питра – выдающиеся спортсмены Тедди Пьер-Мари Ринер, пятикратный олимпийский чемпион и 12-кратный чемпион мира по дзюдо в абсолютной (сверхтяжелой) категории, самый титулованный дзюдоист в истории, и Лилиан Тюрам, лучший футболист Франции 1997 года, чемпион мира и Европы по футболу.
Гавань Пуэнт-а-Питра находится в пригороде Пор-де-Жарри (Бай-Мао), расположенном на берегу залива Пети Кюль-де-Сак Марин. Портовое хозяйство включает 23 причала глубиной до 11 м. Крупный пассажирский терминал обслуживает 2,7 млн пассажиров в год; грузовые причалы переваливают сельхозпродукцию (сахар, ром, бананы, кофе, какао, зерно, цитрусовые, перец, ваниль, мясо-молочную продукцию), рыбу и морепродукты, нефть и нефтепродукты, текстиль, машины и оборудование, контейнеры. Нефтеналивной терминал и резервуарный парк принадлежат компании Societe Anonyme de la Raffinerie des Antilles (SARA). Максимальная длина обслуживаемых судов — 300 м. Годовой грузооборот — 7 млн тонн.
Чернокожие и «красноногие»
Барбадос расположен на одноименном острове, входящим в архипелаг Малые Антильские острова. Барбадос невелик – на территории 430 кв. км (34 км в длину, 23 — в ширину; примерно половина площади Санкт-Петербурга) живут 300 тыс. человек. «Барбадос» на испанском и португальском языках означает «бородатые»; возможно, это определение относится к длинным висящим корням местных растений из рода Ficus citrifolia (еще одна гипотеза связана с тем, что здешние индейцы-карибы носили бороды).
Остров открыли в 1536 году португальцы. Вслед за ними пришли испанские конкистадоры, но колонизировать Барбадос не стали, чем воспользовались англичане: начиная с 1627 года, более трехсот лет, остров был британской колонией с довольно широкой автономией (например, парламент острова — Законодательное собрание — был учрежден еще в 1639 году).
С развитием плантаций сахарного тростника Барбадос активно заселялся чернокожими рабами, наемными работниками из Ирландии и Шотландии (indentured laborers), а также заключенными из переполненных английских тюрем (их современные потомки иронично называют себя «красноногими» — redlegs). В 1804 году на острове была прекращена работорговля, а 30 лет спустя отменено рабство как институт.
Впрочем, за полное равенство барбадосцы боролись еще более века – жесткий имущественный ценз для участия в выборах был понижен только в 1942 году; тогда же избирательное право получили женщины. В 1949 году остров стал самоуправляемой колонией, потом недолго побыл одним из десяти членов Федерации Вест-Индии (при этом генерал-губернатором федерации был назначен барбадосский премьер-министр Грэнтли Герберт Адамс), а 30 ноября 1966 года провозгласил независимость.
Спустя ровно 55 лет, 30 ноября 2021 года, Барбадос законодательно упразднил верховенство британской короны (тем самым форма правления поменялась с конституционной монархии на парламентскую республику), сохранив при этом членство в Британском Содружестве наций. Отметим, что на церемонии по этому случаю самой известной уроженке страны — певице, актрисе, продюсеру и дизайнеру Рианне (Робин Рианна Фенти) присвоили звание «Национальный герой республики».
Барбадос наряду с Панамой – лидер Центральноамериканского региона по уровню, качеству и продолжительности жизни населения. Здесь хорошо развиты туризм, агросектор (в основном, выращивание сахарного тростника), информационные технологии, сфера офшорных финансовых и юридических услуг, а также транспортная инфраструктура.
Более 90% островитян – чернокожие; оставшаяся часть населения — европейцы, индусы, а также влиятельная арабская община выходцев из Сирии и Ливана. Официальный язык — английский, разговорный – бэйджан (bajan), местный диалект на основе английского.
Столица государства — Бриджтаун – находится в юго-западной части острова. Город основан в 1628 году под названием Индиан-Бридж, затем переименован в Сент-Майклз, в начале XIX века получил нынешнее название в честь полковника Тобиаса Бриджа, командующего барбадосской армией. Город неоднократно страдал от крупных пожаров, а в 1854 году — от эпидемии холеры, унесшей жизни 20 тыс. человек. В настоящее время население Бриджтауна составляет 110 тыс. человек.
Современный порт Бриджтауна построен в 1961 году, состоит из 6 терминалов – Port-Bridgetown (пассажирский и сахарный), Arawak Cement (цементный), ADB (зерновой), а также нефтеналивные Esso Jetty Deepwater, Texaco/Shell/Oistins Bay и Texaco/Spring Garden. Глубины — от 6,5 до 13 м, максимальные габариты обслуживаемых судов: длина – 360 м, ширина — 47 м, дедвейт — 150 тыс. тонн. Основные грузы — сахар, патока, ром, другие продовольственные товары и напитки, хлопок, промтовары, машины и оборудование, нефтепродукты (в том числе для бункеровки), стройматериалы, контейнеры. Отдельный причал Cross Berth выделен для швартовки военно-морских судов. Годовой грузооборот — 3 млн тонн, пассажирооборот, в котором задействованы 40 круизных компаний — 750 тыс. человек.
Григорий Волчек