Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: ОАЭ
Пиратский берег
Территория, на которой сегодня расположен Дубай, с VI века до н.э. принадлежала Ахеменидам, а в III-VI веках н.э. — Сасанидам. В VII веке сюда пришел ислам, и территория стала частью Арабского халифата, пользовавшейся фактической независимостью. К концу IX века дубайцы попали под власть Аббасидов.
До XVIII века за территорию, входившую в состав эмирата Абу-Даби, боролись Португалия, Турция, Оман, Сефевиды и ваххабиты, а местные моряки, занимавшиеся каботажной торговлей, конфликтовали с Ост-Индской компанией, в связи с чем англичане прозвали этот район «Пиратским берегом». В 1820 году Ост-Индская компания добилась подписания генерального договора, в результате которого Оман был разделен на три части, а затем попал под британский протекторат. В 1853 году Дубай официально вошел в состав Договорного Омана под властью эмиров из династии Аль-Мактум.
Первые письменные упоминания о Дубае относятся к 1799 году. Благодаря своей близости к Персии (Ирану) порт Дубая привлекал внимание иностранных торговцев, в связи с чем к началу XX века стал одним из важнейших портов Персидского залива. Кроме торговли, здесь процветали добыча и экспорт жемчуга. В 1971 году эмират Дубай вошел в состав вновь созданного государства Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).
В 1966 году в Дубае были найдены залежи нефти. Быстроразвивающаяся нефтяная промышленность потребовала притока рабочей силы, в основном, из Индии, Пакистана и Бангладеш, в результате чего за десятилетие население Дубая выросло в 5 раз! При этом экономика Дубая сразу была диверсифицирована — акцент делался (и делается сейчас) на развитие туризма, транспорта, рынка недвижимости и финансовых услуг.
Сегодня Дубай — крупнейший торговый, финансовый и туристический центр Ближнего Востока с населением около 4 млн человек. Это третий в мире центр по объему реэкспорта (после Гонконга и Сингапура). В Дубае отсутствуют налоги на доходы организаций и физических лиц, на прирост и репатриацию капитала. Кроме того, ОАЭ имеют соглашения об избежании двойного налогообложения с наиболее экономически развитыми странами мира.
В Дубае действуют три порта — Джебель-Али, Рашид и Хамрия.
Джебель-Али, расположенный в 40 км от центра Дубая — крупнейшая в мире искусственная глубоководная гавань и самый большой порт в регионе Персидского залива. Построен в 1979 году, имеет 77 причалов глубиной от 14 до 17 метров. Порт может обслуживать суда длиной до 400 м и дедвейтом до 545 тыс. тонн; состоит из четырех районов — контейнерного терминала Megamax, Внешней гавани (специализированного терминала для отгрузки нефти, нефтепродуктов и СПГ), Северной гавани и Южной гавани (для генеральных грузов и Ro-Ro). Годовой грузооборот — 200 млн тонн, судопоток — 15 тыс. кораблей.
На территории порта действует зона свободной торговли, где размещены заводы по производству алюминия, стройматериалов и сжиженного газа. Рядом находится новый аэропорт — Dubai World Central International Airport; с центром Дубая порт Джебель-Али связан «красной линией» метрополитена. Другие важные объекты портового района — искусственный остров Jebel-Ali Palm и крупнейшая в мире установка по опреснению морской воды.
Рашид расположен ближе к центру города, недалеко от районов Дейра и Бур Дубай. Построен в 1972 году в искусственно созданной гавани, неоднократно модернизировался. Назван в честь экс-правителя Дубая шейха Рашида бин-Саида аль-Мактума. В 2010 году открыт пассажирский терминал, позволяющий одновременно обслуживать 4 крупных круизных лайнера. Кроме того, отсюда осуществляются регулярные паромные перевозки в страны Персидского залива. В гавани действуют 20 причалов глубиной от 5 до 12,5 м; общая длина причального фронта — 4 км. Годовой грузооборот — 30 млн тонн. В порту работает крупная судоверфь Dubai Dry Docks, способная ремонтировать суда любых размеров, включая супертанкеры.
Порт Хамрия, расположенный в районе Дейра, имеет статус свободной экономической зоны. Порт делится на два грузовых района — Главную гавань и Внутреннюю гавань. Специализация Хамрии — отгрузка нефти, нефтепродуктов, газоконденсата и СПГ. Другие грузы – зерно, цемент, лесоматериалы, машины и оборудование, генеральные грузы. Глубина акватории составляет от 7 до 16 м, максимальная длина обслуживаемых судов — до 230 м, дедвейт — до 250 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 10 млн тонн, судопоток — 3 тыс. кораблей.
Искатели жемчуга
Абу-Даби — столица Объединенных Арабских Эмиратов и эмирата Абу-Даби; население — более 1,5 млн человек. Название города переводится с арабского как «отец газели» (в этом районе обитает много газелей). Находится на острове в юго-восточной части Персидского залива недалеко от материка.
Абу-Даби основан в 1760 года в виде военного форта, окруженного рыбацкими хижинами. Основными занятиями жителей вплоть до середины XX века были рыболовство и добыча жемчуга. В 1793 году поселение стало резиденцией шейхов (правителей) Абу-Даби.
Важнейшей вехой в истории города стал 1958 год, когда близ Абу-Даби были обнаружены крупные нефтяные залежи, и город стал важным центром нефтедобычи. В 1971 году Абу-Даби стал временной столицей Объединенных Арабских Эмиратов, в 1996 году получил статус постоянной столицы ОАЭ.
Главные достопримечательности Абу-Даби — мечеть шейха Зайеда, одна из самых больших в мире, художественный музей Лувр Абу-Даби и Ferrari World, крупнейший в мире парк развлечений, расположенный в помещении. В районе Умм энн-Нар действует мощный нефтехимический комплекс, в Эль-Муссафахе — крупная судоверфь.
Строительство порта Зайед было завершено в 1968 году, официальное открытие состоялось в 1972 году. Порт назван в честь президента страны шейха Зайеда бин-Султана аль-Нахайяна. Порт площадью более 500 га состоит из 21 причала. Общая площадь складов — около 150 тыс. кв. м. Порт очень популярен у туристов: здесь расположены большие рынки — рыбный и ковровый. Портовый район Dhow Harbour определен для обслуживания морских буровых платформ, сейнеров, рефрижераторов, буксиров, яхт и традиционных арабских лодок «доу». Основные грузы — нефть, нефтепродукты, продукты питания, Ro-Ro, контейнеры, генеральные грузы. Глубина причалов — 12,5 м, максимальная длина обслуживаемых судов — 270 м. Годовой грузооборот — 10 млн тонн.
Григорий Волчек