
Комитет Госдумы по энергетике предложил правительству закрепить на законодательном уровне неизменность налоговых условий для инвестиционных проектов в нефтедобывающей отрасли на срок окупаемости, в том числе с заключением соответствующих инвестиционных соглашений. Об этом пишет Интерфакс со ссылкой на итоги круглого стола в Госдуме, посвященного дополнительной настройке налогообложения добычи нефти с особыми характеристиками.
Как сообщает Интерфакс, в ходе круглого стола выступил вице-президент ЛУКОЙЛа по экономике и планированию Геннадий Федотов, который выступил с предложением либо режим налога на добавленный доход (НДД) для сверхвязкой нефти с 2022 года, либо инвестиционный вычет по НДПИ как временную меру до 2024 года.
В результате Минэнерго и Минфину составлен ряд рекомендаций, в которых содержатся детальные предложения по корректировке ситуации, возникшей после отмены 1 января ряда льгот при добыче вязкий сортов нефти.
Так, Геннадий Федотов предложил ввести новые параметры НДД не с 2024 года, а с 2022-го, «так как конъюнктура на мировых рынках уже лучше». «Возможно, стоит все-таки рассмотреть возможность законодательного введения с 2022 года этого режима НДД. Мы уже направили и в Минэнерго, и в Минфин все расчеты по этой группе НДД, готовы работать со всеми государственными органами власти по этому вопросу», — цитирует ТАСС заявление топ-менеджера нефтяной компании.
«Для этого (осуществления такого перехода — прим.) предлагается ввести в Налоговый кодекс в части НДД отдельную группу, которая будет учитывать производственные показатели разработки и высокий уровень удельных зарплат», — пишет Интерфакс.
Предлагается также рассмотреть возможность предоставления в 2021–2023 годах инвестиционного налогового вычета по НДПИ при добыче углеводородов на участках недр, содержащих запасы нефти вязкостью 10 000 мПа/с и более.
Как подчеркнул своем выступлении Геннадий Фетодов, специфика разработки скважин месторождений сверхвязкой нефти такова, что при их консервации возникает риск «необратимой потери части запасов, а также техногенные риски». «Также от поддержания уровня добычи на таких проектах зависит благосостояние и местного населения, и поставщиков, и подрядчиков», — добавил вице-президент ЛУКОЙЛа.
«С другой стороны, ожидающееся снятие ограничений ОПЕК+ с 2022 года потребует быстрого вовлечения в разработку дополнительных запасов. И в этих условиях, конечно, месторождения высоковязкой нефти с уже имеющейся инфраструктурой — это мощный инвестиционный полигон для наращивания добычи в достаточно сжатые сроки», — заключил он.
ЛУКОЙЛ не единственный в этом вопросе. Ускорить разработку новых параметров налога на добычу нефти просит и «Татнефть». Как передает «Ъ», с такой просьбой выступил замдиректор компании и директор представительства предприятия в Москве Азат Ягафаров.
«Для того, чтобы вернуться к разработке запасов сверхвязких нефтей необходимо выделить отдельную группу НДД, которая бы позволила сделать разработку такой нефти снова рентабельной», — приводит его слова издание.
Согласно данным, которые приводит «Российская газета», объем отечественных запасов сверхвязкой нефти составляет около 2 млрд тонн. В общей добыче ее доля менее 1%. Высоковязкой нефти больше — около 7 млрд тонн, на нее приходится около 10% общероссийского производства. Больше всего обоих видов нефти добывается в Татарстане, Коми, Башкирии и ХМАО — Югре.
«При этом в России на фоне ухудшения общей ресурсной базы именно производство сверхвязкой нефти росло в последние годы. Только в Татарстане оно увеличилось на 23,4% в кризисном 2020 году — до 3,3 млн тонн», — пишет газета. По словам начальника департамента общественных связей ЛУКОЙЛа Глеба Овсянникова, фискальная нагрузка по сверхвязкой нефти возрастает в 25 раз, по высоковязкой — в 1,5 раза.
Наибольшее количество обводненных и выработанных месторождений приходится на Западную Сибирь, а в ней — на ХМАО, доля которого в общероссийской добыче нефти составляет 42%. Вес Югры в пополнении федерального бюджета до 2020 года превышал 20%.
Среди предложений, сформулированных на прошедшем круглом столе комитетом Госдумы по энергетике, — корректировка критериев применения поправочного коэффициента для исчисления НДПИ в части увеличения объема начальных извлекаемых запасов с 5 млн тонн до 20 млн тонн для месторождений, расположенных в ХМАО — Югре.
Комитет рекомендует нефтедобывающим компаниям продолжить разработку месторождений сверхвязкой и высоковязкой нефти, сохранить объемы производства, реализацию инвестиционных программ и выполнение социальных обязательств до решения вопросов налогового стимулирования дальнейшей разработки этих месторождений.
В комитете напоминают, что все системные решения по донастройке налогообложения добычи нефти с особыми характеристиками с учетом условий и стадии разработки нужно принять до начала очередного бюджетного процесса.
Кристина Кузнецова