Строя прогнозы на 2025 г., S&P Global Commodity Insights анализирует критические тенденции, сформировавшие текущую ситуацию на мировых рынках энергии и природных ресурсов. Динамическое взаимодействие геополитики, экономики, энергетики, сырья, технологий, а также регуляторной практики национальных правительств определяет развитие мирового сообщества сегодня. S&P особо выделяет политические соображений ОПЕК+ до механизма корректировки углеродных границ ЕС и стремительного спроса на авиатопливо.
ОПЕК+ обдумывает формирование курса на 2025 г. на фоне рыночной неопределенности. Участники соглашения столкнулись с колебанием спроса на нефть со стороны Китая. Проблемы перепроизводства угрожают сплоченности рядов ОПЕК, в то время как геополитическая напряженность на Ближнем Востоке и в других регионах мира осложняет поставки нефти. Рост нефтедобычи со стороны производителей, не входящих в число участников соглашения, снижает эффективность усилий, предпринимаемых со стороны ОПЕК+ для регулирования мирового рынка нефти. Все эти факторы, проявившиеся в полной мере в уходящем 2024 г., будут иметь решающее значение для нефтедобывающих стран в среднесрочной и долгосрочной перспективе, отмечают в S&P.
Прогнозируется, что к 2025 г. мировой спрос на авиатопливо достигнет уровня, предшествовавшего пандемии COVID, что обусловлено возрождением сектора мировых авиаперевозок. Восстановление обусловлено ростом спроса в Азии и должно привести к дальнейшему увеличению сегмента. В Европе продолжается тренд на закрытие нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей. Снижение маржи, обусловленное санкциями, введенными против поставок дешевого российского сырья, привело к закрытию европейских нефтехимических предприятий. Значительное сокращение мощностей затронуло производство ключевых продуктов, прежде всего, этилена и пропилена. Как отмечают в S&P, тренд на закрытие нефтехимических заводов в Европе резко вырос в 2023 г. и продолжился в 2024 г. на фоне снижения маржи производства ароматических соединений и полимеров.
В рамках развития климатической повестки особо выделяется дальнейшее продвижение в Европе механизма трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism – CBAM). Введенный в мае 2023 г., он установил требования для импортеров сообщать о фактических выбросах. Механизм представляет собой систему введения налогов на углеродные выбросы для импортируемых товаров (то есть продукция, произведенная с высокими выбросами парниковых газов, будет облагаться налогом при ввозе на территорию ЕС). CBAM можно сравнить с таможенным сбором на ввозимую продукцию, который зависит от объемов прямых выбросов парниковых газов, образовавшихся при ее производстве. В настоящее время выделены шесть категорий наиболее углеродоемкой продукции, которые подпадают под обязательное регулирование СВАМ: цемент; железо и сталь; алюминий; удобрения; электроэнергия; водород.
Согласно оценкам аналитиков S&P, механизм направлен на улучшение отчетности по выбросам и сокращение утечек углекислого газа путем введения налога на импорт углерода для определенных товаров. Дальнейшее развитие CBAM в ЕС подталкивает промышленность к совершенствованию отчетности по выбросам. К 2034 г. механизм нацелен на достижение 100% покрытия выбросов, что повлияет, прежде всего, на производство железа, стали и алюминия, подчеркивают в S&P. Компании по всему миру продолжают отслеживать климатическое регулирование в Евросоюзе, опосредованно влияющее на развитие глобальной экономики.
Мировая торговля низкоуглеродным водородом продолжает развиваться, утверждают аналитики, при этом основные центры его производства расположены в Австралии, Индии и на Ближнем Востоке. В основном они обеспечивают спрос в Европе и Азии. В S&P также особо выделяют новые индонезийские проекты по увеличению поставок никеля в глобальном масштабе. Индонезия становится ключевым игроком на мировом рынке никеля, и, согласно оценкам аналитиков, к 2027 г. ее доля на мировом рынке достигнет 44%. Значительный рост производства никеля в этой азиатской стране позволит удовлетворить растущий спрос со стороны сектора аккумуляторов. Среди трендов развития сырьевых рынков сельскохозяйственной продукции выделяются проекты по расширению транспортной инфраструктуры поставок в Южной Америке. Порты Южного полушария существенно влияют на мировой экспорт зерна и сои. Бразилия и Аргентина лидируют по пропускной способности терминалов. S&P подчеркивает растущее экономическое влияние этих портов и их региональный вклад в мировой сельскохозяйственный рынок.
/S&P Global Commodity/