Фото: stock.adobe.com

Рост налоговой нагрузки в Белоруссии и активизация белорусских контрольно-надзорных органов создают реальные предпосылки банкротства и последующей национализации предприятия УП «Запад-Транснефтепродукт» в пользу Минска. Об этом заявил «Интерфаксу» советник президента «Транснефти», пресс-секретарь Игорь Демин. 

«Возможный переход УП «Запад-Транснефтепродукт» из собственности Российской Федерации в собственность Республики Беларусь приведет к существенным финансовым потерям Российской Федерации (на текущий момент стоимость активов предприятия — 6,7 млрд рублей», — сказал он. 

Как пишет ПРАЙМ, по мнению Демина, Белоруссия собралась на первом этапе инициировать банкротство оператора, позднее — национализировать его. 

«Продуктопровод нужен Минску для прокачки нефти из стран Европы на свои нефтеперерабатывающие заводы, а также для прокачки продуктов в сторону соседней Украины», — пишет СМИ.

С начала года, напоминает ТАСС, Минск почти втрое увеличил ставку налога на прибыль для предприятий, занимающихся транзитом российской нефти и нефтепродуктов по территории Белоруссии, — с 18% до 50%, также был введен экологический налог. В феврале были повышены тарифы на транзит нефти через республику на 6,6%.

Демин отметил, что при текущих объемах прокачки нефтепродуктов «Запад-Транснефтепродукт» с учетом налоговых изменений получит убыток, выйти в положительную зону компания сможет только при объеме прокачки 4,7 млн тонн нефтепродуктов. В 2020 году за пределы Белоруссии было прокачано до 4 млн тонн нефтепродуктов. Он добавил, что такой же объем прокачки ожидается и в ближайшие несколько лет. 

Как подчеркивает lenta.ru, «Транснефть» пытается оспорить налог как дискриминационный, но безрезультатно. Кроме того, в прошлом году белорусские госорганы отправили оператору более 150 запросов (в пять раз больше, чем в 2019-м) и провели 20 выездных проверок.

«В таких условиях компания функционировать не может. На фоне планов по снижению прокачки в следующие годы с 6 млн тонн до 3,4 млн стоимость чистых активов может стать отрицательной. Такая ситуация даст повод для банкротства», — цитирует издание заявление вице-президента трубопроводной монополии Максима Гришанина. 

Однако, как указывает представитель «Транснефти», белорусская сторона отказывается признавать эти аргументы, акцентируя внимание на то, что у российской компании много денег и решить проблему она сможет. 

Как напоминает РБК, ранее генеральный директор «Запад-Транснефтьпродукта» Владимир Леонов заявлял, что в компании рассматривают различные варианты дальнейшей работы, вплоть до приостановки деятельности. 

«С введенной дополнительной налоговой нагрузкой транспортировка нефтепродуктов становится непривлекательной. Мы предлагаем белорусским коллегам внести изменения в президентский указ, исключив их него организации, осуществляющие транспортировку нефтепродуктов транзитом магистральными трубопроводами по территории Беларуси, либо существенно снизив налоговую нагрузку для данных организаций путем уменьшения экологического налога, включения его в расходы, учитываемые при налогообложении, а также снижения ставки налога на прибыль», — заявил Леонов.  

«Белоруссия через контроль над продуктопроводами сможет получить альтернативный России канал поставки нефти на свои НПЗ», — говорит эксперт финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с «Ъ»

Так, по его мнению, Минск может перепрофилировать северную трубу из порта Вентспилс (Латвия) под поставки нефти на Новополоцкий НПЗ и даже на Мозырский НПЗ — через строящуюся перемычку на нефтепроводе «Дружба». По южному участку трубы Белоруссия сможет поставлять дизтопливо на Украину без получения на это лицензии у России (сейчас поставки ограничиваются из опасения, что топливо будет использовано Киевом для военных нужд). 

Эксперт напоминает, что Украина и сейчас является одним из самых крупных (около 3 млн тонн в 2019 году) потребителей белорусских нефтепродуктов. Игорь Юшков полагает, что Белоруссия может пойти на уступки в отношении «Запад-Транснефтепродукта», если Россия согласится на ее условия по другим нефтегазовым вопросам. 

«Российская сторона могла бы обжаловать введение экологического сбора и повышение налога на прибыль в высших судебных инстанциях и международных судах. Для этого компании нужно доказать, что размер налога экономически не обоснован, был повышен слишком резко, создает необоснованные конкурентные преимущества для других компаний», — комментирует «Ъ» управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров. При этом, как признает эксперт, не факт, что белорусские суды услышат эти аргументы. 

Кристина Кузнецова