Продолжаем цикл публикаций, посвященный 75-летию отечественной газовой отрасли

Карьера уроженца Подолья Юлия Боксермана (1912–2004) развивалась стремительно и практически вертикально. Сразу же после окончания Донецкого металлургического института 21-летний инженер-технолог создал и возглавил в Донецке проектную контору, впоследствии ставшую институтом «ЮжНИИГипрогаз» — ведущей проектной организацией газовой промышленности СССР. 

Юлий Боксерман

В 1939 году Боксерман в возрасте 27 лет (!) возглавил Главное управление нефтегазовой промышленности Наркомнефтепрома СССР, то есть, фактически возглавил советскую газовую отрасль на самом раннем этапе ее зарождения. В этот период Юлий Израилевич курировал создание и развитие первых советских газовых промыслов — Дашавского, Угерского, Косовского и Опорского (Львовская область), Заостровского (Куйбышевская область), Елшано-Курдюмского (Саратовская область), Ижемского и Войвожского (Коми АССР), а также строительство межпромысловых газопроводов Елшанка — Саратов, Курдюм — Саратов, Заостровка — Безымянка и Войвож — Крутая. 

В 1944 году, в разгар войны, Боксерман руководил проектированием первого в СССР и второго в мире дальнего магистрального газопровода Саратов — Москва протяженностью 843 км, а затем стал техническим директором огромной стройки. В 1946 году, после пуска этой магистрали в эксплуатацию, Боксерман стал директором действующего газопровода и в непростых условиях вывел его на проектную мощность — 500 млн кубометров в год. Это позволило в короткий срок газифицировать энергосистему Москвы, а также несколько десятков крупных промышленных предприятий и жилых массивов столицы.

В 1953 году Боксерман был назначен директором Московского завода сжиженного газа, в 1956 — заместителем начальника Главного управления газовой промышленности (Главгаза) при Совете Министров СССР, в 1965 — заместителем министра газовой промышленности СССР, в 1970 — заместителем председателя Государственной экспертной комиссии Госплана СССР. 

Доктор технических наук Боксерман — автор фундаментальных научно-прикладных работ, ставших настольными книгами специалистов газовой индустрии — «Природные газы и их использование» (1957), «Развитие газовой промышленности» (1958), «Газовые ресурсы СССР» (1959), «Пути развития новой техники в газовой промышленности» (1964), «Перевод транспорта на газовое топливо» (1988). С целью широкой популяризации отрасли в 1979 году Боксерман написал книгу «Одиссея голубого огня», предназначенную для детей старшего возраста.

***

Героя Советского Союза Алексея Кортунова (1907–1973) можно назвать создателем советской газовой промышленности в качестве самостоятельной отрасли. Храбрый офицер, командовавший во время войны стрелковым полком, опытный инженер и руководитель, в газовую отрасль он пришел, имея за плечами большой опыт строительства металлургических, транспортных и нефтяных объектов.

Алексей Кортунов

Газовой промышленностью Кортунов руководил пятнадцать лет, с 1957 по 1972 год. За этот период были освоены крупные и гигантские газовые месторождения Украины (Шебелинское, Ефремовское, Мелеховское), Средней Азии (Газлинское, Шуртанское), Прикаспия (Оренбургское), Республики Коми (Вуктыльское), Западной Сибири (Березовское, Северо-Игримское, Южно-Игримское, Пунгинское, Похромское, Медвежье), построены сверхдальние магистральные газопроводы Ставрополь — Москва-2, Серпухов — Ленинград, Карадаг — Тбилиси — Ереван, Дашава — Минск — Вильнюс — Рига, Игрим — Серов — Нижний Тагил, Бухара — Урал («Средняя Азия — Центр-1»), Вуктыл — Ухта — Торжок («Cияние Севера»), Ивацевичи — Долина — Ужгород — Братислава («Братство»), Шебелинка — Днепропетровск — Кривой Рог — Одесса, Шебелинка — Белгород — Курск — Брянск, Шебелинка — Киев и целый ряд других, а также разветвленная система подземных газохранилищ. Параллельно велась огромная работа по газификации страны – доступ к природному газу получили тысячи предприятий и десятки миллионов граждан. Начались экспортные поставки газа в Чехословакию, Австрию и Италию, подписан стратегический контракт о поставках газа в ФРГ (мега-сделка «Газ — трубы»).

Тем самым была сформирована уникальная и крупнейшая в мире Единая система газоснабжения, включающая в себя промыслы, внутренние и внешние (экспортные) трубопроводы высокого и низкого давления, подземные газохранилища и инфраструктуру газификации территорий.

***

Сабит Оруджев (1912–1981) — классический бакинский нефтяник, за тридцать лет работы в нефтянке прошедший путь от механика компрессорной станции до первого заместителя союзного министра. «Коньком» Оруджева-нефтяника была разработка морских месторождений на Каспии — так, в начале 50-х годов Сабит Атаевич получил сразу две Сталинские премии за открытие и ввод в эксплуатацию месторождения Нефтяные Камни.

Сабит Оруджев

Министерством газовой промышленности Оруджев руководил 8 лет, и за этот сделал очень многое. Основные усилия Оруджева как министра были направлены на освоение супергигантских месторождений, входящих в первую пятерку газовых кладовых мира — Уренгоя (запасы — 10 трлн кубометров газа) и Ямбурга (7 трлн кубометров), а также на развитие трубопроводной системы «Средняя Азия — Центр» и строительство уникальных экспортных газопроводов «Союз» (Оренбург — Западная граница) и Уренгой — Помары — Ужгород.

Огромной заслугой Оруджева является инициирование и создание в 1978 году в структуре Мингазпрома СССР специализированного морского главка — Главморнефтегаза, под эгиду которого перешли крупные нефтегазодобывающие объединения на Каспии, Сахалине, Балтике и Черном море, геологоразведочные тресты, а также крупные профильные НИИ и КБ. Это дало мощнейший импульс освоению советского шельфа — и прибрежного, и океанического. 

***

Уроженец Приазовья, болгарин по национальности, Василий Динков (1924–2001) пришел в нефтянку довольно поздно — в 30 лет. В молодости Василий Александрович успел поработать экспедитором, доблестно повоевать (и заслужить орден Отечественной войны 1-й степени!) и даже поруководить колхозом «Путь Ильича» Пашковского района Краснодарского края. 

Василий Динков

Такой богатый жизненный опыт дал о себе знать — окончив в 1954 году Азербайджанский индустриальный институт, Динков сделал в нефтянке стремительную карьеру: уже через 8 лет Василий Александрович стал начальником Краснодарского управления магистральных газопроводов, а еще через три года возглавил крупное производственное объединение «Кубаньгазпром». 

Затем, переехав в Москву, Динков более 10 лет был заместителем у легендарных министров газовой промышленности Алексея Кортунова и Сабита Оруджева, фактических создателей отечественной газовой отрасли. Вполне закономерно, что после смерти Оруджева в 1981 году Динков возглавил министерство. В 1984 году за успешный пуск супергигантского Уренгоя Василий Александрович был удостоен высокого звания Герой Социалистического Труда.

В начале 1985 года, передав бразды правления в Мингазпроме Виктору Черномырдину, Динков стал руководителем «родственной» (можно сказать, «материнской») отрасли — нефтяной. Увы, уже через 4 года Василий Александрович был отправлен на пенсию. Тихой и размеренной пенсионерской жизни Динков не хотел, и потому вскоре организовал и возглавил российско-швейцарское совместное предприятие «СЖС-Энергодиагностика», ставшее подрядчиком на строительстве магистральных трубопроводов в рамках мега-проектов «Голубой поток», «Сахалин-2», «Каспийский трубопроводный консорциум» и ряда других. Параллельно с этим почти до самой смерти Василий Александрович был членом Совета директоров и председателем тендерного комитета ОАО «Газпром». 

***

В начале 1985 года министром газовой промышленности СССР был назначен 46-летний Виктор Черномырдин (1938–2010), ставший самым молодым союзным министром. К моменту назначения Черномырдин успел потрудиться в нефтянке, отслужить в армии, поработать в партийных органах и получить солидный отраслевой опыт на посту директора Оренбургского ГПЗ (крупнейшего в стране) и заместителя министра газовой промышленности.

Виктор Черномырдин

Проработав 4 года министром, Черномырдин в 1989 году, на пике перестройки, убедил руководство страны реорганизовать систему управления газовой промышленностью — вместо отраслевого министерства создать хозяйствующий субъект – государственный концерн «Газпром», работающий на принципах хозрасчета, самофинансирования и самоуправления. Последствия этого исторического решения общеизвестны — «Газпром» был и остается крупнейшей в мире газовой компанией.

В мае 1992 года, уже в суверенной России, Черномырдин стал вице-премьером по ТЭКу, а спустя полгода возглавил российское правительство и трудился на этой «расстрельной» должности более пяти лет. В том, что в этот период, несмотря на все трудности «лихих девяностых», российская нефтянка успешно реформировалась и развивалась, есть и большая заслуга Виктора Степановича.   

Григорий Волчек