Тактическая сыгранность Москвы и Эр-Рияда на мировом рынке нефти и газа перерастает в гармоничное созвучие
Сентябрь стал особым, во многом символичным месяцем в хронике российского и саудовского нефтеэкспорта. Позиции «топливного сердца» Евразии и «королевства пустынь» были и раньше образцами крепнущей согласованности их подходов к глобальному рынку углеводородного сырья, особенно после образования в 2016 году расширенного альянса 23 стран с согласованным отраслевым курсом — ОПЕК+. Однако столь четкой и завидной синхронности поведения обоих лидеров нефтяного альянса на торговых площадках планеты, как сейчас, пока еще не наблюдалось.
Но вот на старте нынешней осени возникла череда впечатляющих параллелей. А подчас и просто совпадений, причем настолько очевидных, что о них разом заговорили аналитики и обозреватели едва ли не на всех меридианах топливно-сырьевого мира.
Во-первых, хотя и оставаясь в целом на пути координируемых квотных сокращений нефтедобычи как минимум до конца 2023 года, Москва и Эр-Рияд все же позволили себе краткосрочные производственные и экспортные скачки. Профессионалы за рубежом недаром говорят, что саудиты увеличили в сентябре свои морские поставки более чем на 800 тыс. баррелей в сутки. Нарастила вывоз «черного золота» через порты Балтийского и Черного морей Россия. При этом наш «плюс» достигал 325 тыс. баррелей в день. И ведь все это — после как минимум 30-месячного периода «затягивания объемных поясов» на данном направлении мировой торговли энергоносителями.
Во-вторых, и Россия, и крупнейшая ближневосточная монархия нажали в сентябре на рычаг краткосрочного экспортного подъема, в основном, не по внешнеторговым причинам, то есть не только и не столько ради пополнения своих долларовых авуаров. Многое было сделано по причинам сугубо внутренним! Москва за целых три недели до объявления временной паузы в экспорте готовых нефтепродуктов (для заполнения ниши в отечественных сетях АЗС) начала заранее снижать вывоз бензина и, что еще критичнее, дизельного топлива за рубеж. Естественно, для компенсации этих бюджетных потерь можно было пойти на более крупные поставки нашей сырой нефти.
Весьма возможно, что и в Саудовской Аравии, отправляя в путь танкеры с терминалов Персидского залива, отнюдь не всякий раз заботились перед очередным рейсом об экспортных интересах. Удовлетворяли в значительной степени интересы опять-таки внутренние. Каким же образом?
Как пишет Business Times, часть нефтевозов уходила не за границу. Огибая южную кромку Аравийского полуострова, суда разгружались за сотни миль от месторождений, а именно на Красном море. Почему же разгрузка шла там — все в той же Саудовской Аравии? Хотя бы потому, что вдоль западного, обращенного к Африке западного побережья страны построены заводы по переработки нефти. Они-то, разумеется, и продолжали на знойном стыке лета и осени крекинг «черного золота», в основном, на типично «домашние» цели.
Между прочим, растущий спрос на нефтепродукты с учетом именно отечественных, а не зарубежных, нужд — это в арабском мире поистине веление времени. «Начиная с минувшего лета, — пишет аналитик Джерри Лин, — ближневосточные страны-производительницы нефти используют добытые ими углеводороды, прежде всего, для выполнения чисто внутренних задач. В основном это вызвано возросшей потребностью в электроэнергии для кондиционирования воздуха. Вот что привело к сокращению экспорта».
В таком случае давайте же зададимся логичным вопросом: кому нужны миллионы постоянно включенных кондиционеров, если коренное население нефтеносных королевств, эмиратов и султанатов невелико? Оказывается, охлаждением помещений, осветительными приборами, холодильниками, вентиляторами лифтами и плазменными телевизорами все более массово пользуются «гастарбайтеры». А ведь еще недавно они, можно сказать, не вылезали из душных общежитий и ночлежек. Да, по-человечески начинают жить в энергетическом раю «пришлые» египтяне и пакистанцы, филиппинцы и бангладешцы… В общем, мало-помалу сбываются предначертания автора амбициозно-футурологической программы «Видение-2030» — наследника саудовского престола кронпринца Мохаммеда бин Салмана.
Наконец, в-третьих, последние недели отмечены заметным разворотом Москвы и Эр-Рияда к сжиженному природному газу. Запуск плавучего завода СПГ, доставленного Севморпутем из Мурманска на Ямал, стал одним из многих единовременных и — добавим — ярких символов перехода России от экспериментально-стартового к конвейерному этапу ускоренного развития новой подотрасли, ее технологическому и объемному «тиражированию».
Ну а Саудовская Аравия, опять же в последние недели, пошла путем приобретения зарубежных газовых активов для производства СПГ. За 500 млн долл куплена доля в MidOcean Energy, в портфеле у которой — 4 крупных проекта в австралийском сегменте «голубого топлива». Глава апстрим-филиала Saudi Aramco сообщил о нацеленности приобретения на рынки Азии и Европы. Впрочем, и у себя дома та же мегакомпания преуспела в повороте к газу. Его добыча должна возрасти к 2030 году в полтора раза. Уже в 2005-м заработает месторождение Jafura, а в перспективе оно будет давать по 2 млрд кубометров в день. Значит, можно будет высвободить больше саудовской нефти для экспортных программ. А они, судя по надеждам, бытующим среди подданных королевства, когда-нибудь вновь станут более масштабными.
…Итак, многое, даже очень многое в сферах углеводородного ТЭК, подконтрольных обоим лидерам ОПЕК+, либо совпадает, либо заметно сближается по смыслу, да и по формам своего воплощения в жизнь.
Павел Богомолов
Кандидат политических наук