На энергопотребительских рынках Азии, Европы и Америки — сплошь неурядицы. Неурядицы в основном ценовые. Но у всех, кто имеет к этому отношение, налицо нежелание пересечь черту, за которой — превращение этих неприятностей в физически ощутимые величины, когда проблемы с конъюнктурой на углеводородных рынках начнут бить не по отпускным планам, а по сдерживанию осенних и зимних холодов — их, так сказать, нейтрализации в каждом доме! А то и по борьбе с лютыми морозами, как это было по берегам Атлантики полгода назад. В общем, трейдеры и импортеры газа для высокоразвитых государств, как и, главным образом, коммунально-энергетические сети на том же Западе, зарабатывая на дефицитах топлива, «хотят, чтобы лето не кончалось». Мол, авось за предстоящие месяцы, при всех отраслевых и геополитических зигзагах, хотя бы часть тревог и переживаний понемногу уляжется. И все войдет в более или менее системную колею. А пока…
…Дороговизна газа в Европе зашкаливает
«Известия» сообщили, что тарифы «природного газа на спотовом рынке Европы подскочили близко к историческим максимумам. В последний раз такой уровень был зафиксирован в 2008 году».
Напомнив, что континентальный рынок газа либерализован, директор Института энергетики и финансов Марсель Салихов отметил, что главные причины ценового скачка связаны с факторами спроса и предложения. По данным операторов газотранспорта, в мае текущего года спрос был на 17% выше показателей 2020-го. А в целом за первые пять месяцев 2021 года наблюдалось на 17,6% больше спроса, чем за тот же период годом ранее. Хорошо еще, что СПГ перевозится танкерами, и его не затронула нехватка контейнеров, из-за которых мировая торговля в начале 2021 года (едва коммерция подала признаки оживления после пика пандемии) чуть было не остановилась. Однако в целом упали и поставки сжиженного газа в Старый Свет. Итак, в июне с.г. цены на «голубое топливо» в Европе взлетели из-за жары. Разорительные для многих системы кондиционирования воздуха берут свое. Так что на споте цены достигли 363 долл за тысячу кубометров. Это, подчеркивается в публикации, — максимальный показатель с начала марта 2018 года. Средняя цена контракта «на день вперед» на TTF с начала 2021 года составила уже 264 долл за тысячу кубометров. Напомним на всякий случай, что в бюджет «Газпрома» на 2021 год была заложена средняя цена экспорта газа в дальнее зарубежье на уровне 170 долл за тысячу кубометров.
Как пояснила директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова, причиной роста цен является прежде всего жаркое лето. Его погодные реалии наложены «на ситуацию с медленным восполнением запасов в подземных хранилищах газа, которые были, как уже сообщала «Нефтянка», предельно опустошены холодной зимой… «Кроме того, имеет место снижение поставок СПГ в Европу, — отмечено далее в том же интервью. — Ибо его поставщики, в том числе те, кто предлагал Евросоюзу свои «молекулы свободы», выбирают азиатские рынки, где цена на газ более привлекательна, чем в Европе»… Что ж, давайте теперь заглянем в Азию. Какие же, интересно, оттуда поступают новости из сферы углеводородного ТЭК?
Зубы на Китай точат в любом случае
По данным Reuters, строгое распоряжение из Пекина получила компания PetroChina Fuel Oil Co Ltd — то подразделение госмонополии, которое ранее распределяло квоты на переработку привозной нефти между независимыми производителями топлива на северо-востоке страны. Речь — об устаревших (технологически) частных НПЗ, именуемых в просторечье «чайниками».
В итоге на рынок Китая неизменно выливался лишний сегмент горючего (подчас невысокого качества). Поставленная властями задача перенастроить полдюжины таких НПЗ может привести к снижению совокупного импорта «черного золота» в республике на 3%. И это лишь один пример того, что Пекину и впрямь небезразлична экологическая тема как таковая. Вместе с тем призвана устоять ключевая роль закупок нефти для КНР на Ближнем Востоке, дающем Китаю 44% при лидерстве Эр-Рияда: 16%. Кроме того, 18% дают страны Африки, а еще 15% -латиноамериканцы. Сворачивать эти потоки, пусть даже постепенно, Пекин не может в основном по объективным причинам текущего момента. Не может тем более, что некоторые крупные поставщики, как, например, Венесуэла, Иран или Ливия, сами выпадают подчас на долгие годы из реестра мега-экспортеров, причем не по своей воле.
При этом, каким бы ни было экономическое обоснование оттяжки Китая с выполнением Парижского соглашения о климате (продление до 2060 года), — мнительный Белый дом все равно недоволен. Судя по всему, там разгадали другой — глубинно-геополитический смысл происходящего. К 2060-му Пекин желает стать сильнее Вашингтона во всех смыслах, не исключая военного паритета; отсюда, мол, и перенос контрольного срока, дабы не тратить силы на ускоренную декарбонизацию. Вот, дескать, в чем гвоздь проблемы. В «мозговых трестах» Соединенных Штатов считают, что лидер КНР Си Цзиньпин решил ознаменовать — в перспективе — финал своего правления беспримерной вехой отечественной истории. Таковой должно стать полное, официальное и окончательное объединение материкового Китая с Тайванем. Что, конечно, не по нраву проводникам внешней политики США.
Страх перед «материализацией поднебесных грез» и растущим пекинским шансом на возврат «непотопляемого тайванского авианосца к пирсу матери-родины» (к окончанию нынешней «эпохи Си») муссируется в США на самом деле. В столице острова — Тайбэе этот страх тоже обрел уродливые контуры наихудшего сценария. Чтобы смягчить «сумятицу в умах», в США готовится программа превращения клочка суши в витрину инвестиционного успеха. Его основой должен стать — назло коммунистам на противоположном берегу пролива — некий топливно-энергетический бросок. Он-то и призван, мол, доказать региональное первенство острова в плане верности «духу и букве Парижа», в то время как КНР (что неправда) якобы срывает международный экологический режим, ратифицированный более чем 190 государствами.
Газификации Тайваня суждено стать… ударной
«…Белый дом склоняется к успокоению климатического крыла партии демократов путем закрытия таких проектов, как прокладка трубопровода Keystone XL для импорта «черного золота», а также прекращение аренды геологоразведочных активов для разведки на нефть и газ у арктического побережья Аляски», — пишет замдиректора Института энергетический исследований Джеффри Макгиллис на страницах National Review.
«Но в случае с экспортом природного газа на Тайвань, — продолжает он, — власти США получат возможность как бы поспекулировать на сокращении потенциальных выбросов СО2 (от преобладающих там менее экологичных видов топлива — Авт.)». «Согласно МЭА, остров получает 46% своего электричества благодаря сжиганию угля. Вопреки постановке свой же цели (обнулить атмосферное загрязнение к 2050 году), Тайвань на деле использовал на отрезке 2015-2019 годов больше «угольной энергии», чем на любом другом пятилетнем этапе своей истории. В 2018-м появился рекорд по выработке света на шахтном сырье — 131 тераватт-час электроэнергии. Как результат, нынче «парниковый эффект» Тайваня — не на спаде, а, увы, на подъеме! В пересчете на душу населения он обгоняет, например, показатель (почти лишенной углеводородных запасов) Японии на целых 24%.
По данным МЭА, уже в 2016 году объем атмосферного загрязнения впервые превысил на отколовшемся от КНР острове 250 млн тонн! Иными словами, как среднедушевые, так и совокупные выбросы сегодня почти вдвое выше, чем в 1990 году, когда были зарегистрированы цифры, считающиеся по сей день «критической планкой глобального benchmark-уровня». И вот такую довольно архаичную энергетику, пытаясь «сравнительно опозорить» континентальный Китай, проводники тихоокеанской гегемонии обещают превратить вскоре, как шутит бульварная пресса, в «конфетку»! Сделать это намечено и льготными поставками СПГ, и преференциально-ускоренным монтажом солнечных батарей, и строительством ветрогенераторных ферм.
Будем, однако, объективны: газ для Тайваня нельзя называть чем-то вроде блиставших цветными стеклами подарочных шкатулок, которые вручались колумбовыми первооткрывателями изумленным вождям туземцев в Карибах. Даже при безусловном доминировании угля «голубое топливо» давно уже освоено на острове. С 2006 года оно обогнало — по объемам энерговыработки — блоки тамошних АЭС. Сегодня газ дает 33% топливной корзины» Тайваня, а к 2025 году, как обещают и американцы, планка дойдет до 50%. Но дело в том, что опекун придает этому не только коммерчески-конкурентное, но и военно-стратегическое значение. Каким образом? Странам Азии говорится: мы сделаем Тайвань образцом устойчивого энергообеспечения, даже если таковое будет сорвано по соседству — в материковом Китае. Но почему? Главным образом, по двум возможным, как считается, причинам. Первая — дестабилизация Персидского залива (ну никак не хочется американцам снимать нефтяное эмбарго с Исламского Ирана). Вторая — планы морской блокады берегов КНР на трассах от Юго-Восточной Азии до Южной Кореи.
«Голубое топливо» из США более демократично!
Вынужденный ввозить 99% потребляемого газа, Тайвань намечает запустить в 2023-м третий, мощнейший терминал для его приемки. Катар, поставляющий 30% от импортируемых объемов СПГ (а это 18 млн тонн ежегодно), остается пока основным источником сжиженного газа.
Но это, видимо, не очень устраивает Вашингтон. А недавнее генеральное партнерство независимого в своих делах и жестах эмирата в дни проведения 24-го Петербургского международного экономического форума и вовсе усилило недовольство байденовской команды поведением этой монархии. «Питерский дебют» подстегнул не меньше прошедшего на днях телефонного разговора эмира с Владимиром Путиным. Не радует творцов американского энергоэкспорта и 14-процентная доля России на рынке Тайваня. Ведь сами-то Соединенные Штаты, хотя и подняв с 2016 года поставки своего СПГ вдвое с полумиллиона до более чем миллиона тонн, все еще занимают куда менее значительное место — где-то около 6%. Как бы сделать так, чтобы повысить эту ступень параллельно с 25-процентной австралийской составляющей?
Потомки утвердившихся на острове «чанкайшистов первого поколения» в кабинете президента Цай Инвена всячески преувеличивают потребность в приросте именно американского сланцевого сегмента! В исследовательской службе Carnegie Endowment for International Peace есть «топливный дуэт» Эвана А. Фейгенбаума и Джан Иху, считающих стратегический аспект темы СПГ якобы не менее важным, чем «доступность и устойчивость тайванского энергоимпорта». «На деле, если политическая нестабильность ухудшится на Ближнем Востоке, — это точно затронет СПГ-партнеров Тайваня в далеком Персидском заливе», — предвещают они. «Бросая тень на всю эту дискуссию, — отмечает вышеупомянутый Джордан Макгиллис, — обостряется самое главное — и без того растущая напряженность между континентальным гигантом и островом». При этом заметим: он идентичен Китаю в языково-культурном плане. Но ведь язык — понятие не только лексическое, не так ли?
«В частности, язык, доносящийся из Пекина, — убеждает все тот же автор, -стал при власти Си Цзиньпина более пронзительным. Поэтому Тайвань и старался еще больше укрепить свои узы с США, доведя дело до организации — в 2020 году — визитов двух высокопоставленных эмиссаров вашингтонской администрации». А уже летом 2021-го, опасаясь позитивного исхода нового раунда контактов между Кремлем и Пекином после саммитов на Корнуолле, в Брюсселе и Женеве, — Белый дом взвинтил ставки, пытаясь «оздоровить» диалог с КНР вкупе с прессингом и… надоевшими намеками на Тайвань(!). Между тем сама жизнь побуждает Китай активизировать энергетическое сотрудничество, прежде всего, с естественным, близким, щедро наделенным ресурсами и во всех отношениях добропорядочным партнером — Россией.
Отпуск за рулем не задался…
Отпускной сезон, наступивший в США, не очень-то радует любителей пересекать границы между штатами, «накручивая мили» самостоятельно. Люди в своей массе не разбогатели за полтора года пандемии. А бензин (в силу антиуглеводородного курса Джо Байдена и его «ультраэкологичной» команды) подорожал — по сравнению со средней планкой 2020-го — на 56,2%. И ведь это происходит в одной из ведущих нефтедобывающих стран мира!
Даже по сравнению с прошлогодним маем, ставшим пиком дороговизны на американских АЗС, нынешние цены возросли на 28,5%. В общем и целом автомобилисты вынуждены подчас платить более 3 долл за галлон топлива. Поездки к живущим в соседних штатах родителям, не говоря уж о дедушках и бабушках, часто приходится отменять. Это плохой симптом для престижа в общем-то новой и «неоперившейся» вашингтонской команды. «Разбухшие ценники на бензоколонках, — отмечает оппозиционный телеканал Fox News, — болезненны для каждого. Но особенно для граждан в низкой шкале доходов, которым и на службу-то приходится ездить на своих, нередко устаревших машинах, оплачивая горючее из собственного кошелька. В рядах рабочего класса, — продолжает тот же источник, — много таких американцев, которые не могут себе позволить купить автомобиль более продвинутой и экономной в энергопотреблении модели. Как не могут они и выделить, если требуется, лишние доллары на подорожавшую заправку у бензоколонки».
Тем не менее, с раздражением подчеркнуто в публикации, вопреки этому «минусу» нашлись адепты проведения такой политики, которая подстегнула бы цены еще выше. Так, недавно один из читателей Boston Globe «призвал команду Байдена наказывать частные энергетические компании». Но за что? «За то, что они делают свою работу, — парирует возмущенная Boston Globe, — обеспечивая нас топливным ресурсом, на котором держится вся отечественная экономика. Мотивы Белого дома почти всегда прикрываются неизбежной опасностью перемены климата. Речь — о том, что Байденом было названо «огромной угрозой» для нашей безопасности. Но звучащие призывы (природоохранного лобби — Авт.) вооружить правительство США средствами наказания тех или иных граждан — это не решение проблемы. Наоборот, это тревожная тенденция, которая должна в равной мере беспокоить каждого».
Итак, сослужил ли «ультраэкологизм» добрую службу тем, кто пошел путем, бьющим наотмашь по жизненным интересам населения? Для ответа Fox News ссылается на интересное мнение. Оно высказано политиком и дипломатом Скоттом Брауном. Это — республиканец, экс-сенатор и бывший посол США в Новой Зеландии и Самоа. Работая там, на «тихоокеанских жемчужинах», в 2017-2020 годах, он убедился: чем оборачивается излишний радикализм в борьбе с углеводородами. В прошлом году новозеландские власти отменили — в погоне за экологической безупречностью — последнюю лицензию на бурение в своем офшоре. В итоге зависимость от нефтеимпорта, причем из проблемных, отягощенных вооруженными и иными конфликтами уголков мира еще больше усилилась. «Новая Зеландия и впрямь в тяжелой форме зависит теперь от зарубежных продавцов «черного золота». «Страна, — продолжает г-н Браун, — импортирует уже почти половину потребляемой нефти. Наибольшая ее часть поступает с Ближнего Востока, причем данный сегмент обречен отныне на еще большее увеличение… Это означает, что постоянные стычки в Персидском заливе затронули повседневно-жизненные интересы островитян в Полинезии самым непосредственным образом».
Декарбонизация по Байдену — под шквалом критики
Тем не менее, новозеландское экологическое лобби не желает одуматься. «Галлон бензина, — пишет далее экс-посол США, — обходится гражданам тихоокеанской «нации киви» более чем в 6 долл, то есть вдвое дороже среднеамериканского показателя. И вот на этом фоне (с учетом упадка «старого ТЭК» в англосаксонских странах — Авт.) наши геополитические соперники принимают меры по увеличению добычи своего сырья».
И ведь речь-то у коварных конкурентов идет, на взгляд дипломата, не только о приросте потоков одних лишь углеводородов, что означало бы еще полбеды для Америки. Проблема хуже: соперники США — назло Вашингтону — не брезгуют еще и возрождением роли каменного угля. Т.е. той субстанции, которая предана «прогрессистами» в Новом Свете не частичной, а полной анафеме. Предана тем же Байденом и его союзниками в истеблишменте и банковской сфере. Так, «Китай продолжает строить теплоэлектростанции на угле темпами втрое более высокими, чем остальной мир, — предупреждает сограждан Скотт Браун. — Ну а Россия, опять-таки с помощью байденовской команды, продвигается вперед со своим трубопроводом «Северный поток-2», призванным обеспечивать экспорт «голубого топлива» в Европу. И это при том, что на домашнем фронте, т.е. в самих Соединенных Штатах, сложилась совсем иная история. Президент Байден выполнил-таки свою обусловленную недобрыми советами заявку на запрет проекта Keystone XL, что обошлось в потерю хорошо оплачиваемых рабочих мест и оттолкнуло от Америки «по ходу дела» нашего союзника — Канаду. Ну а «экоальянсы» приветствовали это(!), вдохновляя Белый дом на новые — далеко идущие шаги. Специальные «блоки интересов» нацелены извне на наши частные компании в топливном секторе. Тем самым демонизируется именно та индустрия, которая позволила Штатам наслаждаться таким качеством жизни, которому завидует весь мир».
«Я всегда поддерживал возобновляемую энергию как часть комплексного подхода к укреплению энергетической независимости. Поддерживал и поиск таких видов топлива, которые если и несут на себе отпечаток карбонизации, то минимальный», — со всей осторожностью отмечает в заключение Скотт Браун. — Но то, что мы сами себя наказываем путем удорожания горючего, — не ускоряет приход таких новых технологий. Да и вообще Америка никогда в своей истории не продвигалась вперед благодаря атакам на существующую индустрию или путем предоставления властям права выбора: кого называть победителями или проигравшими. Будущее не подталкивается к нам на повышенной скорости путем нападок на настоящее. В этом администрация Байдена близорука. Давайте же лучше будем просто всегда открыты к новым и отличающимся по сути технологиям. А вот атакуя звенья частного бизнеса в столь драматичный момент нашего «пост-пандемийного» восстановления, мы, напротив, не добьемся верного ответа. Особенно в русле натиска на ТЭК, который приводит в действие всю нашу экономику и военный потенциал».
Отбиваясь от критики «энергетических традиционалистов», Белый дом решил — в попытке избежать дальнейшего «вальса ценников и этикеток» на АЗС — сделать ставку на форсированное привлечение импортной нефти. Но, спрашивается, нефти откуда именно? Быстрее всего продвинулась на рынок США нефть России, следуя за канадской и мексиканской, да и обгоняя порою саудовскую. Наращивать и впредь закупки «путинского черного золота»? На это творцы заокеанского санкционного курса не могут пойти. Откупоривать пробку антииранского нефтяного эмбарго? Это тоже не получается после прихода к власти в Тегеране твердого шиитского ортодокса, готового завтра переместиться из президентского кресла в кабинет самого ненавистного для Израиля и Америки духовного лидера Исламской Республики — аятоллы Али Хаменеи. Да и очень далеки они от Соединенных Штатов — эти россияне, иранцы, иракцы, ливийцы и прочие хранители крупнейших нефтегазоносных кладовых Старого Света. А тем временем кризис из-за COVID-19 и спад глобального спроса в 2020-м уже снизили сланцевую добычу в США на 1,75 млн баррелей в сутки. Так нельзя ли найти кое-что поближе к берегам США — где-нибудь у себя под боком, то есть в Западном полушарии?
«Черное золото» Венесуэлы снова входит в моду!
Неожиданно для многих США, Евросоюз и Канада одобрили подвижки в возрождении демократических институтов Венесуэлы. Об этом сообщил «Коммерсантъ», комментируя трехстороннее заявление, опубликованное на днях. С учетом экономической и дипломатической блокады непокорного Каракаса Вашингтоном, речь идет о подлинной сенсации нынешнего лета.
«Мы приветствуем существенный и заслуживающий доверия прогресс в восстановлении основных демократических процессов и институтов в Боливарианской Республике, — сказано в документе, напечатанном на сайте дипслужбы ЕС. — И намерены пересмотреть политику санкций, основываясь на значимом улучшении в ходе всеобъемлющих переговоров». Далее следует призыв провести выборы, соответствующие международным стандартам демократии. В частности, речь идет о народном волеизъявлении на местных и региональных уровнях (то есть в двух десятках штатов), что намечено на ноябрь с.г. Дело, впрочем, не только в бюллетенях. Коллективный Запад заявил и о своей приверженности урегулированию гуманитарного кризиса в той же Венесуэле. Одобрено соглашение о беспрепятственном доступе к международно-благотворительной помощи: продуктам питания, лекарствам и предметам первой необходимости в условиях пандемии. Что же означает все это в переводе на «удобоваримый» русский язык в прикладном смысле?
Кабинету Николаса Мадуро и руководству госмонополии PDVSA дадут, наконец, право беспрепятственно торговать нефтью, не больше и не меньше. Не станут, видимо, препятствовать и встречным поставкам растворителей и высокооктанового бензина для перезапуска мощностей на огромных венесуэльских НПЗ. Дадут возможность совершенно легально зарабатывать средства для самых неотложных — «стучащихся в дверь» закупок для двух десятков миллионов простых венесуэльцев. Введенные Бараком Обамой в 2014-м и резко усиленные Дональдом Трампом в 2017-м, эти блокадно-зубодробительные меры были сравнимы разве что с антикубинскими…
…И вот в марте нынешнего года Белый дом официально признал: санкции не привели к ожидавшемуся итогу. С последствиями этого вынужденного признания мы как раз и имеем дело сегодня. Боливарианский бастион так и не отступил. Другое дело, что за самые последние месяцы Каракас в чем-то подкорректировал свой внутриполитический курс и стиль, а также обозначил конструктивные сдвиги в инвестиционном законодательстве применительно к т.н. поясу тяжелой нефти Ориноко. Но ведь не эти частности являются главными для Вашингтона и его сателлитов по обе стороны Атлантики. Главное в том, что действительно назрел момент отказаться от проявленных мировым гегемоном жандармских излишков и эксцессов в целом. А почему?
Самозванцы типа Лже-Дмитрия не помогут Штатам с нефтью
Во-первых, возврата вязко-сернистого венесуэльского сырья в Америку требует длинное и «вхолостую» переливающееся круглосуточными огнями ожерелье перерабатывающих заводов Техаса и Луизианы. Во-вторых, элита в Вашингтоне грезит о снижении импорта российской нефти и о ее замене чем-то «менее кремлевским и, следовательно, менее возмутительным».
А в-третьих, много ненужных Белому дому параллелей возникает между осознанием венесуэльских реалий и событий в иных уголках мира. Взять для сравнения хотя бы… Белоруссию. С прицелом на Полесье, как и на Карибы, было решено начать цветные революции. Не вышло, однако, ни там, ни тут. Далее пошли угрозы высадки десантов, своих или союзнических, будь то с неба или моря. И опять осечка. Когда выявилась бесполезность людского половодья, будь то на каракасских авенидах или на минских проспектах, — начались покушения на Мадуро и на Лукашенко. И снова облом! После этого была сделана ставка на «Лже-Дмитриев» — Хуана Гуайдо в Венесуэле и Светлану Тихановскую в Белоруссии. И снова — гротеск. Поэтому в бой ввели «политартиллерию проамериканских стран». Создали антилукашенковскую авансцену в Литве и площадку против Мадуро в Колумбии. Но вот, словно назло Вашингтону, Колумбия, вместо исполнения партии «сияющего маяка» для венесуэльцев, стала похожей на мясорубку гражданского неповиновения и, более того, кровопролития от Боготы до Барранкильи и от Кали до Медельина. Сотни убитых и раненых, дымы над баррикадами и войска вместо полиции!.. Вот-вот слабо управляемая Колумбия еще и захлестнет США новой, воистину гигантской волной неконтролируемого наркотрафика.
Итак, настал час снимать с провалившейся Колумбии роль реставратора законности в соседней Венесуэле. Уж не наводит ли это на мысль о том, что и рядом с Белоруссией тоже могут (пусть не завтра, а послезавтра) вспыхнуть шумные неурядицы? На Немане, да и на Висле (как где-то в далекой Лиме) клеймят режим Мадуро за выезд венесуэльцев за рубеж в поисках лучшей доли. Нельзя ли спросить: разве не лишилась по той же причине четверти своего населения Литва?! Или скажите на милость: существует ли большая разница между бесславно отжившим 4-летним эмбарго на венесуэльскую нефть и начатой блокадой против белорусских нефтепродуктов, калийных удобрений и электроэнергии с Островецкой АЭС? Сделано-то все равно под трафаретную кальку. В общем, хочешь — не хочешь, а пора жидкому сырью знаменитой в Карибах и Андах марки Merey вновь «обрушиться» по-хорошему полновесным водопадом на американские НПЗ. Да и сверхтяжелой нефти с Ориноко тоже пора. Пора, как видите, во всех смыслах.
Павел Богомолов