МЭА уже много лет отслеживает субсидии на ископаемое топливо, изучая случаи, когда потребительские цены ниже рыночной стоимости самого топлива. Цены на ископаемое топливо были необычайно высокими и волатильными в 2022 году. Однако во многих странах цены, фактически уплачиваемые потребителями за это топливо, оставались на гораздо более низком уровне.

Целый ряд политических мер защитил потребителей от резкого роста цен, но с негативным эффектом поддержания искусственной конкуренции ископаемого топлива с альтернативами с низким уровнем выбросов. Согласно последней оценке МЭА, в 2022 году субсидии на потребление ископаемого топлива во всем мире взлетели до более чем 1 трлн долларов США, что, безусловно, является самым большим годовым показателем за всю историю. Cубсидии на потребление природного газа и электроэнергии более чем удвоились по сравнению с 2021 годом, в то время как субсидии на нефть выросли примерно на 85%.

Субсидии в основном сосредоточены в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах, и более половины из них приходится на страны-экспортеры ископаемого топлива. Кроме субсидий на потребление МЭА отследило дополнительные расходы на сокращение счетов за электроэнергию в 2022 году на сумму более 500 миллиардов долларов, главным образом в странах с развитой экономикой, из которых около 350 миллиардов долларов приходится на Европу.

Эти расходы не обязательно учитываются методологии МЭА как субсидия на потребление ископаемого топлива, поскольку средние цены для конечного потребителя все еще достаточно высоки, чтобы покрыть стоимость рассматриваемого рыночного топлива. Предварительный анализ показывает, что в Европе средние цены для конечного потребителя в некоторых случаях были близки к базовым рыночным значениям. Тем не менее, расходы на снижение счетов за электроэнергию представляют собой значительное финансовое бремя для правительств, и, как это часто бывает с подобными мерами, эти вмешательства не всегда были целенаправленными. Кроме того, это рискует ослабить стимул к эффективному использованию энергии или переходу на более чистые виды топлива.