Фото: Jens Buettner/AP

Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (International Group of P&I Clubs, или IG P&I) приняла решение не предоставлять страховое покрытие судам, которые могут участвовать в строительстве газопровода «Северный поток – 2». Об этом пишет РБК со ссылкой на циркуляр, выпущенный от имени всех клубов, входящих в Международную группу. Это решение, как ожидается, еще больше осложнит поиск судов, которые могли бы достроить подводный газопровод. 

«В свете прямой санкционной угрозы для страховщиков, которую представляют собой американские законы CAATSA («О противодействии противникам США посредством санкций») и PEESA («О защите энергетической безопасности Европы»), клуб не будет предоставлять страховое покрытие для деятельности, относящейся к проектам Nord Stream 2 или Turk Stream», — цитирует издание содержание документа.  

Как отмечают «Известия», участникам клуба «настоятельно» рекомендуют оценивать и минимизировать риски заключения контрактов с «Северным потоком – 2» или «Турецким потоком», чтобы избежать санкционных рисков.  

ПРАЙМ напоминает, что в июле госдеп США опубликовал рекомендации в рамках закона, включив в документ «Северный поток – 2» и вторую нитку «Турецкого потока». Это ставит под риск американских санкций инвестиции и другие действия, связанные с российскими экспортными газопроводами. 

Против проекта активно выступают США, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ. В декабре 2019 года Штаты ввели санкции против «Северного потока – 2», потребовав от компаний немедленно прекратить прокладку газопровода. Швейцарская Allseas тогда практически сразу заявила о приостановке таких работ. Сейчас в США обсуждают очередное расширение санкций против проекта.    

«Защищать европейские компании от незаконных экстратерриториальных санкций должны правительства и Европейская комиссия», — заявили РБК в пресс-службе проектной компании Nord Stream 2 (принадлежит «Газпрому» на 100%), комментируя отказ Международной группы клубов взаимного страхования судовладельцев работать с судами проекта. 

«Нам известно о рекомендациях Международной группы клубов защиты и возмещения. Мы не можем комментировать предполагаемые бизнес-решения потенциальных подрядчиков, как и возможные последствия угроз введения США санкций», — сообщили в компании. 

«Решение об отказе международных страховщиков от заключения контрактов по проекту «Северный поток – 2» политизированное», — цитирует «Российская газета» заявление первого зампреда комитета Госдумы по энергетике Игоря Ананских. 

Он назвал это решение «странной ангажированностью в пользу отдельных государств». «У нас должны быть чисто рыночные отношения. Это решение говорит о сильной политизированности клуба», — уверен парламентарий. 

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков назвал отказ страховщиков возмутительным. «Чем более абсурдны санкции США, тем более размытым становится сам санкционный режим. Каждый год США применяют все больше санкций и просто зарабатывают на них», — цитирует заявление Юшкова деловое издание «Профиль»

Также эксперт отметил, что официального списка судов, участвующих в строительстве «Северного потока – 2» нет, поэтому непонятно, кому именно будут отказывать в страховании. Предположительно, газопровод будут достраивать четыре судна — «Фортуна», «Академик Черский», «Иван Сидоренко» и «Остап Шеремет». Если этим или любым другим судам будет отказано в страховке до принятия закона о санкциях, то будут все основания для обращения в суд, считает эксперт.

По мнению Юшкова, таким образом страховщики работают на опережение, опасаясь новых санкций. В качестве альтернативы он назвал страхование у китайских компаний. 

Кристина Кузнецова