Президент России Владимир Путин поручил с 1 января 2018 года перевести тарифы на услуги всех погрузочных портовых компаний из долларов в рубли, сообщают РИА Новости.

Решение принято по запросу главы ФАС Игоря Артемьева. Он напомнил, что поручение президента о необходимости перевода тарифов в рубли было дано более полутора лет назад, но инициатива ведомства о законодательном утверждении «понимания не нашла». Кроме того, по его мнению, такой шаг заставит иностранные компании закупать рубли для соответствующих расчетов, а приток средств по этим операциям можно использовать для развития инфраструктуры.

«С 1 января переходим на этот режим работы, но с оговорками для конкретных ситуаций и конкретных проектов», — сказал Владимир Путин в ответ на данный запрос. Как уточнил министр транспорта Максим Соколов, президент вводит такое решение «с оговорками» для некоторых стивидоров, поскольку существует риск убытков для стивидорных проектов, которые еще не вышли на прибыль. Для них отсутствие валютного дохода может стать путем к нарушению банковских ковенант по кредитам.

«Трудности могут возникнуть у компаний, обслуживающих и нефтяные терминалы. Расчеты с контейнерными линиями традиционно осуществляется в долларах», — пишут «Ведомости» со ссылкой на источник. Кроме того, существуют риски и для стивидоров, закупающих импортное оборудование и выплачивающих валютные займы. Такими портами, например, является Тамань и Лавна.

В среду, 16 августа заместитель министра транспорта Виктор Олерский заявил, что вопрос с переводом ставок российских стивидоров из валюты в рубли упирается еще и в правовую коллизию — соответствующее поручение расходится с положениями Гражданского кодекса РФ. Но как отметил Олерский, первый вице-премьер Игорь Шувалов уже предписал устранить это разночтение. Он также добавил, что не видит рисков для стивидорных компаний от перевода тарифа в рубли, поскольку сейчас положение российской валюты стабилизировалось.

«Сделав оговорку на учет особенностей работы стивидоров, президент фактически смягчил указание о безусловном переходе на рублевые расчеты, данное в конце 2015 года», — сообщил собеседник «Ъ». «За это время курс доллара снизился, ряд стивидоров уже перевели тарифы в рубли. Сейчас готовятся мировые соглашения между ФАС и Global Ports и  UCL Holding, в которых может быть прописана та или иная формула по переходу на национальную валюту», — подчеркнул он.

Аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов считает, что все будет зависеть от оговорок, о которых упомянул Путин. «Если тарифы переведут, но в привязке к доллару, то для компаний, по сути, ничего не изменится. Если же их переведут в рубли и, как настаивает ФАС, еще и понизят, то тогда это будет «крайне негативно» для стивидоров. Это может заставить их сокращать капрасходы — выручка компаний снизится, а обслуживать валютные займы все равно придется», — пояснил он, добавив, что у многих компаний повысятся валютные риски, что может негативно сказаться на финансовом положении в случае ослабления рубля.

Об этом на совещании с президентом заявил и гендиректор СУЭК Владимир Рашевский. «Новые порты стоят около $500 — 700 млн. При расчете тарифов в рублях есть риск, что срок окупаемости вырастет. Для таких случаев нужно отдельное решение, позволяющее компаниям либо выйти на окупаемость, либо завершить стоительство на старых условиях. Крупным транспортным компаниям  удобнее тарифы в валюте, потому что рубль может как вырасти, так и снизиться», — заявил он.

Представители группы «Сумма» и Новороссийского морского торгового порта (НМТП) ждут формирования официального поручения президента по результатам совещания.

Кристина Кузнецова