СПГ как стратегия. Между бизнесом и прогнозом

Shell отмечает значительный рост спроса на сжиженный природный газ. Реализация стратегии перехода на чистые с экологической точки зрения источники энергии по сравнению с углем привели к увеличению потребления природного газа в странах АТР. Мировой спрос на СПГ достиг 319 млн т в 2018 г., что на 27 млн т больше, чем годом ранее. Большая часть прироста пришлась на Китай, страна увеличила потребление сжиженного природного газа на 16 млн т. 

В 2019 г. концерн ожидает дальнейший рост спроса — примерно на 35 млн т СПГ по сравнению с прошлым годом, а в 2020 г. потребление сжиженного природного газа в глобальном масштабе увеличится до 384 млн т. Новые долгосрочные контракты, заключенные в 2018 г. на поставки СПГ, должны способствовать инвестициям в новые проекты по сжижению природного газа. В вышедшем в конце февраля этого года обзоре мирового рынка СПГ (Shell LNG Outlook) концерн вновь предупреждает о возможном дефиците поставок в середине 2020-х гг.

Две крупнейших страны-производителя сжиженного природного газа — Австралия и Катар — обладают наилучшими позициями на рынках азиатских стран. По итогам прошлого года австралийский экспорт догнал катарский по объемам. Согласно прогнозам, в этом году Австралия сможет вывести на рынок дополнительные 10 млн т СПГ. Австралийские и американские проекты по производству сжиженного природного газа станут главными драйверами роста поставок на мировые рынки. 

Число государств-импортеров СПГ в 2018 г. достигло 42, к ним за последнее время присоединились Бангладеш, Панама и Гибралтар, ставшие новыми потребителями сжиженного природного газа. Все три новых участника рынка выбрали решения FSRU (плавучей установки по регазификации) в качестве терминала для приема импортного СПГ. 

В 2018 г. рост спроса на сжиженный природный газ в Азии превзошел все ожидания. 

Наибольший прирост спроса на СПГ в прошлом году отмечен в Китае, Индии, Южной Корее и Пакистане. В ближайшие годы азиатские страны смогут принять еще больше сжиженного природного газа. За пять лет Китай и Индия могут удвоить мощности по регазификации. К 2022 г. импорт СПГ только в эти две страны превысит 205 млн т (более 100 млн т в 2018 г.).

На долю Shell в прошлом году пришлось 22% на глобальном рынке сжиженного природного газа. Компания является как одним из крупнейших покупателей, так и продавцов СПГ. Отметим, что в концерне стали заниматься сжиженными природным газом еще в 1960-х годах. С тех пор в Shell активно продвигают СПГ в качестве стратегического бизнеса. По информации, опубликованной в последнем обзоре мирового рынка СПГ концерна, глобальная торговля сжиженными природным газом вырастет в текущем году на 11%, до 354 млн т, поскольку в мире вводятся в строй новые инфраструктурные мощности поставок СПГ. Рост регазификационных мощностей для приема импортного сжиженного природного газа в 2019 г. прогнозируется и в Азии, и в Европе. 

В концерне отмечают возросшее давление на рынок сжиженного природного газа торговых войн между Соединенными Штатами и КНР. «Мы один из крупнейших покупателей американского СПГ, а также один из главных поставщиков сжиженного природного газа в Китай. Несмотря на все возникшие сложности, наш бизнес оказался устойчивым: мы смогли справиться со всеми вызовами, стоявшими перед нами в последнее время», — отметили в компании в ходе презентации нового доклада. По словам руководителей концерна, в ближайшие годы Европе потребуются новые объемы импортного газа. Поэтому европейским странам придется решать непростые вопросы: наращивать ли поставки СПГ из разных стран или увеличить импорт российского трубопроводного газа; и какой должна быть оптимальная комбинация сочетания этих двух источников?

Есть ли будущее у СПГ на транспорте

Немецкое подразделение концерна Shell Deutschland совместно с Институтом транспорта при Немецком центре аэрокосмических исследований в Кельне и Техническим университетом Гамбурга выпустило в феврале исследование «VERFLÜSSIGTES ERDGAS – NEUE ENERGIE FÜR SCHIFF UND LKW? Fakten, Trends und Perspektiven» («Сжиженный природный газ. Новая энергия для судов и грузовиков. Факты, тренды и перспективы»). По мнению специалистов, единственной достигшей рыночной «зрелости» альтернативой нефтепродуктам в качестве судового топлива является сегодня СПГ. Растущие требования к качеству бункера ведут к поискам альтернативных видов топлива. Однако доля судов, использующих сжиженный природный газ в качестве топлива, мизерна по сравнению порядка 93 тыс. судов, составляющих сегодня глобальный флот. К концу прошлого года, в мире насчитывалось порядка 230 СПГ-танкеров и 125 других судов, прежде всего, паромов. Большая часть из них работает в Норвегии. Еще пять используются в европейских речных системах сообщения.

Со своей стороны отметим, что сейчас норвежские судостроительные компании активно работают уже над следующим шагом, который будет сделан в сторону использования электричества на морском транспорте. В результате, несмотря на активную агитацию за СПГ, применение природного газа в транспортном сегменте может стать тупиковой ветвью развития или дорогостоящим решением для небольших локальных рынков. Однако в Shell видят большие перспективы для применения сжиженного природного газа на морском транспорте, прежде всего, на больших контенейровозах, которым требуется много топлива. Пока же первопроходцами в этом сегменте выступают пассажирские суда и танкерный флот. Но даже при всех этих «больших перспективах», через 20 лет мировой флот СПГ будет составлять лишь малую долю от всего глобального рынка. Авторы доклада Shell прогнозируют к концу этого периода порядка 6 тыс. судов, ходящих на СПГ. 

В концерне отмечают также перспективность перевода на сжиженный природный газ тяжелого грузового наземного транспорта (грузовики свыше 16 т и фур), которые будет невыгодно и технически сложно переводить на электричество. Однако в этом сегменте конкуренцию СПГ может составить водородное топливо, которое сейчас также активно развивается, в том числе и в недрах концерна Shell. Тем не менее авторы доклада прогнозируют значительный рост в этом сегменте рынка сжиженного природного газа до 480 тыс. фур и тяжелых грузовиков или 17% долю СПГ на рынке большегрузного транспорта к концу прогнозируемого периода. Тогда как к концу 2018 г. в ЕС работало порядка 5,5 тыс. тяжелых грузовиков на сжиженном природном газе. Кроме того, в Европе уже действуют порядка 150 СПГ-заправок. В обзоре Shell LNG Outlook отмечены 6,7 млн т сжиженного природного газа, использованных в качестве топлива на дорогах Китая в 2018 г. Сейчас в этой стране на СПГ уже работают более 300 тыс. грузовиков и автобусов.  

Мария Кутузова