СПГ и морская бункеровка

Новые экологические правила для судового топлива, как ожидалось, должны были привести к увеличению спроса на сжиженный природный газ. Предполагалось, что судовладельцы быстро построят и введут в эксплуатацию новые суда, использующие СПГ в качестве топлива. Однако в существенных масштабах этого не произошло, сказались и консерватизм отрасли, а также низкие доходы судовых компаний на протяжении значительного времени. Тогда как для компаний, участвующих в СПГ-проектах, пришла беда откуда не ждали. Wood Mackenzie прогнозирует убытки производителей сжиженного природного газа, заключивших долгосрочные контракты с азиатскими потребителями. Оба российских крупнотоннажных проекта — «Ямал СПГ» и «Сахалин СПГ», ориентированные на экспорт в АТР — также оказались под ударом.

WoodMac оценивает возможные потери в 15 млрд долларов в рамках контрактов на поставку СПГ, привязанных к стоимости нефтяной «корзины» Japan Crude Cocktail. В JCC входят теряющие привлекательность нефтяные поставки из Дубая и Омана в связи с вводом с 1 января 2020 г. новых правил Международной морской организации (IMO), ограничивших содержание серы в судовом топливе 0,5%. До объявления введения IMO 2020 в октябре 2016 г. JCC торговалась с премией к Brent. Новые правила, регулирующие качество судового топлива, напрямую влияют на цены востребованных или теряющих привлекательность для НПЗ сортов нефти. Согласно прогнозам Wood Mackenzie, в период между 2020 и 2030 годами Japan Crude Cocktail будет дешевле Brent в среднем на 1,2 доллара.

По информации экспертов WoodMac, около 50% существующих в мире контрактов на поставки сжиженного природного газа по всему миру индексируется в JCC, что окажет существенное влияние на продавцов СПГ. Самый большой удар будет нанесен по австралийским производителям сжиженного природного газа: семь из десяти наиболее «обесцененных» проектов, выделенных Wood Mackenzie, расположены в Австралии и могут потерять в общей сложности 7,6 млрд долларов США. WoodMac особо выделяет проект Gorgon LNG американской компании Chevron в Западной Австралии, как наиболее уязвимый для последствий внедрения IMO 2020. Производители СПГ надеются добиться пересмотра действующих долгосрочных контрактов с учетом падения стоимости JCC. Однако, как предупреждают эксперты Wood Mackenzie, сделать это в современных условиях избытка на мировом рынке поставок сжиженного природного газа будет очень трудно. Тогда как главными бенефициарами падения стоимости JCC и СПГ станут две компании в крупнейших странах-потребителях сжиженного природного газа – южнокорейская Kogas и японская JERA. WoodMac оценивает их совокупную дополнительную прибыль в 6,1 млрд долларов. Тогда как японские компании в целом заработают на этих изменениях порядка 8,3 млрд долларов.

Что касается бункеровки морских судов СПГ, Wood Mackenzie предсказывает существенный прогресс в этом сегменте в долгосрочной перспективе. К 2030 г. новый рынок может расти до 23% в год, достигнув к концу следующего десятилетия всего 22 млн т сжиженного природного газа в год по всему миру. Доля СПГ на рынке морского судового топлива к 2030 г. может увеличиться до около 11% по сравнению с современным уровнем в 1,1% (по данным на конец 2019 г.).

По словам Марии Беловой, директора по исследованиям российской аналитической компании VYGON Consulting, долгосрочные контракты сохраняют за собой роль ключевого инструмента торговли СПГ. Тогда как произошедшее за последнее время снижение дифференциала цен между рынками АТР и Европы сказалось на привлекательности спотовых поставок. Более половины объемов российских СПГ-проектов проданы в долгую. Поставки в адрес азиатских потребителей выполняются по контрактам с привязкой к JCC. 

Мария Кутузова