Александр Бородин — личность уникальная. В российской и мировой истории очень мало людей, достигших высот одновременно в двух совершенно разных профессиях. Если в эпоху Возрождения такие люди еще время от времени встречались, то во второй половине ХIХ века, когда науки и искусства стали весьма специализированными и профессионализированными занятиями  — практически нет. 

Под чужим именем

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября 1833 года от внебрачной связи имеретинского князя Луки Гедианова (Гедеванишвили) и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. При рождении мальчик был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Бородина и его жены Татьяны. До 8 лет мальчик был крепостным своего отца, который в 1840 году дал сыну вольную и купил для его матери, к тому времени выданной замуж за отставного военного врача Христиана Клейнеке, четырехэтажный дом. В тот период внебрачные связи не афишировались, и поэтому юный Саша звал свою маму «тетушкой». 

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Саша проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, брал уроки английского и латыни (по-французски и по-немецки уже в юности он говорил свободно), научился играть на флейте, фортепиано и виолончели. С 10 лет Бородин интересовался химией. Когда родители Бородина приписали его в Новоторжское купечество, Александр получил право закончить гимназию и поступить в Санкт-петербургскую медико-хирургическую академию (МХА). В академии толковый студент начал заниматься химией под руководством великого химика Николая Зинина (подробнее о нем — в материале «Теоретики и практики»), сыгравшего в дальнейшей профессиональной карьере Александра решающую роль. 

Медико-хирургическая академия

Во время учебы в академии Бородин писал романсы и инструментальные пьесы, чем вызывал недовольство Зинина, считавшего, что занятия музыкой мешают серьезной научной работе. Однажды Николай Николаевич в сердцах сказал: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами! На вас я возлагаю все свои надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а вы думаете о музыке и двух зайцах!».

За двумя зайцами

В 1856 году Бородин окончил МХА и уже через год, в возрасте 23 лет, получил степень доктора медицины. Еще через год молодой ученый защитил диссертацию по теме, находящейся на стыке химии и медицины — «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях». В том же году Бородин провел детальные исследования состава минеральных вод в Солигаличе (Костромская губерния), что послужило открытию популярного лечебного курорта, существующего и поныне.

Гейдельберг

1859 года по протекции Зинина Бородин отправился стажироваться за границу — в университетские химические лаборатории Гейдельберга (Германии) и Пизы (Италия), где ученый проработал около трех лет. В сентябре 1860 года Бородин, Зинин и Менделеев посетили знаменитый Первый международный конгресс химиков в Карлсруэ, где, в частности, были даны были четкие определения понятиям «атом» и «молекула» и признаны атомные веса, установленные Шарлем Фредериком Жераром (см. материал «Теоретики и практики»). Это означало окончательное торжество атомно-молекулярной теории строения вещества.

Пиза

В 1861 году в Гейдельберге Бородин разработал способ получения бромзамещенных кислот действием брома на серебряные соли кислот, тем самым открыв реакцию, известную ныне как реакция Бородина—Хунсдиккера. Там же и тогда же Бородин познакомился со своей будущей женой Екатериной Протопоповой — пианисткой и обладательницей абсолютного слуха. Это стимулировало интерес Бородина к композиции, в результате чего были написаны соната, трио, секстет и скерцо для фортепиано.

В следующем году ученый впервые в истории химии получил фторорганическое соединение (фтористый бензоил) и нашел метод получения фторангидридов карбоновых кислот, а параллельно сочинил фортепианный квинтет. Следующий цикл научных изысканий Бородина был посвящен ацетальдегиду, альдолю и химической реакции альдольной конденсации. Параллельно молодой химик писал романсы и пьесы для камерного инструментального ансамбля.

«Могучая кучка»

Осенью 1862 года Бородин вернулся в Санкт-Петербург, где познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошел вместе с ним, Модестом Мусоргским, Николаем Римским-Корсаков, Цезарем Кюи, и Владимиром Стасовым в творческое содружество, ставшее впоследствии известным как «Могучая кучка». 

Вскоре ученый (и композитор!) стал адъюнкт-профессором МХА, где начал читать курс неорганической химии. Через год Бородин возглавил кафедру химии в должности ординарного профессора. Параллельно ученый преподавал в Лесной академии, где был профессором кафедры химии. 

В этот период Бородин начал писать симфоническую музыку, впервые воплотив в ней принципы эпической драматургии. Симфоний получилось немного (всего три), но каждая считается безусловным шедевром. При этом, что интересно, Первая симфония (Es-dur) более популярна на Западе, а Вторая («Богатырская») – в России. Третья — симфоническая картина — посвящена Средней Азии. 

Не забывал Александр Порфирьевич и жанр камерной музыки — его Первый и Второй квартеты, написанные в 1879–1881 годах, сразу же (и совершенно заслуженно!) стали знаменитыми.

Смерть на празднике

Но вернемся к делам научным. В 1868 Бородин вместе с Зининым, Менделеевым и рядом других выдающихся химиков того времени учредил Русское химическое общество.

С 1874 года ученый руководил химической лабораторией МХА, спустя три года был избран академиком и продолжил активную научную деятельность. Всего Бородин написал более 40 научных работ, посвященных различным направлениям химии. 

Ученый вел и активную общественную деятельность — в частности, он активно способствовал получению женщинами высшего образования в России, являлся одним из организаторов Женских врачебных курсов, на которых преподавал в течение 13 лет. Бородин уделял большое внимание работе со студентами и защите их от политических преследований.

Бородин умер от сердечного приступа 15 февраля 1887 года — это произошло совершенно внезапно, в разгар всеобщего веселья на костюмированной вечеринке по случаю масленицы. Александр Порфирьевич прожил 53 года — столько же, сколько и другой универсальный гений, только предыдущего века — Михаил Ломоносов. Похоронен Бородин в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.

«Улетай на крыльях ветра»

Наиболее значительным музыкальным произведением Бородина по праву считается опера «Князь Игорь» — образец национального героического эпоса в музыке. Александр Порфирьевич работал над главным трудом своей жизни в течение 18 лет, но так его и не закончил. Уже после смерти Бородина Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов дописали и оркестровали великое произведение. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре опера имела оглушительный успех и по сей день остается одним из шедевров отечественного и мирового музыкального искусства.

Спустя более ста лет после первого триумфа «Князя Игоря» эта опера снова попала в центр внимания мировой музыкальной общественности —  в 1998 году американский рэпер Уоррен Джи и норвежская оперная дива Сиссель Хюрхебе записали мега-хит The Rapsody Overture \ Prince Igor, представляющий собой традиционный жесткий рэп-речитатив под роскошную арию «Улетай на крыльях ветра».

Добавим, что в одном аспекте деятельности Бородина музыка и химия все-таки пересеклись. Занимаясь композицией, Бородин имел привычку писать ноты карандашом. Но поскольку карандашные заметки недолговечны, Александр Порфирьевич, дабы сохранить их, покрывал рукописи специально разработанным им особым раствором желатина. 

Григорий Волчек