Компания Refinitiv выпустила исследование, посвященное инициативе «Один пояс — один путь». В обзоре затрагивается и тема российско-китайского экономического взаимодействия в ее рамках. По итогам первого квартала Россия сохранила за собой место крупнейшего бенефициара инициативы — оценочная стоимость 126 российских проектов составляет 296 млрд долларов.

В первом квартале 2020 г. действия Китая по расширению инициативы «Один пояс — один путь» (Belt and Road, BRI) вышли на новый уровень — общий объем вложений пересек отметку в 4 трлн долларов. Амбициозная задача связать Азию, Европу, Африку и Океанию с помощью ряда проектов в области железнодорожной, автомобильной и морской инфраструктуры, взятая Пекином на себя, стала одним из ключевых драйверов экономической активности для многих стран, участвующих в этой инициативе.

«В ее рамках Россия и Китай налаживают тесные торговые связи, отчасти для того, чтобы противостоять Соединенным Штатам, а отчасти потому, что таким образом они дополняют возможности друг друга. Пекин рассматривает Москву как основного поставщика энергоресурсов и уже вложил миллиарды в российский нефтегазовый сектор, продукция которого идет по трубопроводам, пересекающим границы двух стран», — отмечается в исследовании.

По информации Refinitiv, общий объем вложений в рамках инициативы «Один пояс — один путь» (Belt and Road, BRI) и проектов с участием Китая составляет 4 трлн долларов, из которых 3,3 трлн долларов приходится на проекты в стадии реализации, 593 млрд долларов — на уже реализованные проекты, 64,3 млрд долларов — на приостановленные, 14,8 млрд долларов — на отложенные, и еще 12,8 млрд долларов — на отмененные. В первом квартале 2020 г. было объявлено о реализации 184 проектов на общую сумму 137,43 млрд долларов. Порядка 1,88 трлн долларов, или 47% оценочной стоимости всех проектов инициативы, приходится на транспортную отрасль, на втором месте проекты в сфере энергетики и водного хозяйства — 23% или 926 млрд долларов соответственно.

По итогам первого квартала Россия сохранила за собой место крупнейшего бенефициара инициативы — оценочная стоимость 126 российских проектов составляет 296 млрд долларов, включая как проекты в рамках инициативы, так и проекты с китайским участием. Второе место заняла Саудовская Аравия (111 проектов с оценочной стоимостью в 185 млрд долларов), а третье — Малайзия (57 проектов с оценочной стоимостью в 146 млрд долларов).

Хотя существуют опасения, что пандемия COVID-19 могла нанести тяжелый удар по инициативе «Один пояс — один путь», Китай заявил, что работа по ряду проектов продолжается. Тем не менее, согласно базе данных BRI компании Refinitiv, в первом квартале текущего года было объявлено о значительном замедлении темпов реализации новых проектов. Спад китайской экономики может отвлечь внимание от проектов в рамках инициативы на ближайшие два года.

Поскольку ожидается, что кризис, вызванный COVID-19, продолжится, Пекин будет сотрудничать с основными кредиторами и международными организациями, такими как Азиатский банк развития (АБР), Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Сотрудничество будет направлено на оказание помощи многим странам, участвующим в инициативе. Китай также перезапустил проект «Шелковый путь здоровья» (Health Silk Road, HSR), чтобы показать, как созданная в рамках инициативы инфраструктурная сеть может служить для доставки медицинской и гуманитарной помощи.

На долю России приходится 70% в 10 крупнейших нефтегазовых проектах, разрабатываемых в рамках инициативы, и она играет важную роль в удовлетворении потребностей Китая в нефти и газе. Так, по данным Refinitiv, газопровод «Сила Сибири» стоимостью 55 млрд долларов стал одним из крупнейших проектов в рамках BRI. Горнодобывающая промышленность также становится важным направлением сотрудничества. По данным Refinitiv, Россия — третий по величине бенефициар инвестиций в горнодобывающую промышленность в рамках инициативы после Гвинеи и Индонезии.

К числу наиболее значимых российских проектов с точки зрения оценочной стоимости относятся: совместное предприятие российского уранового холдинга «АРМЗ» и китайских компаний Sinopec, CMC и Synfuel China по производству синтетического топлива из угля стоимостью 2 млрд долларов, комплекс по добыче угля на месторождении Межегей стоимостью в 1,8 млрд долларов и горно-обогатительный комбинат по разработке месторождения полиметаллических руд «Озерное» стоимостью 1,5 млрд долларов.

Кроме того, реализуются несколько проектов и в других секторах. 

Обе страны уделяют пристальное внимание сотрудничеству в области высоких технологий, гражданской авиации, космической и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, рассматривается проект строительства Евразийской скоростной железной дороги, соединяющей Москву и Казань, стоимостью 32,4 млрд долларов. Кроме того, в прошлом году был одобрен проект проходящей через Россию автомагистрали длиной 2 тыс. км в стиле Шелкового пути, соединяющей Шанхай и Гамбург, стоимостью в 9 млрд долларов.

Нина Маркова