Argus опубликовал новое исследование сегмента (предоставлено редакции). По информации агентства, выработка мазута на российских заводах в первом полугодии 2020 г. сократилась на 3,4 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 21,4 млн т. Аналитики Argus отмечают снижение загрузки российских НПЗ, в том числе из-за оптимизации производства и модернизации некоторых предприятий. Стоимость мазута в Центральной России в течение первой половины 2020 г. повысилась по сравнению с концом 2019 г. Несмотря на то, что цены заметно снизились в первые четыре месяца текущего года, в мае-июне поддержку им оказало оживление спроса и возобновление роста мировых котировок нефтепродуктов. 

Удешевление российского мазута отмечено в январе-апреле текущего года из-за резкого ослабления спроса на энергоносители ввиду пандемии коронавируса и временного развала сделки ОПЕК+ в марте 2020 г. Но уже в начале мая котировки мазута с содержанием серы до 3,5% в Северо-Западной Европе начали расти вслед за стоимостью нефти. В результате цены на топливо крупных НПЗ в центральной части страны в первом полугодии на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) повысились в среднем на 3,078 тыс. рублей за тонну по сравнению с концом 2019 г., до 6,455-11,501 тыс. рублей за тонну в конце июня. Argus отмечает снижение стоимости мазута производства сибирских заводов в тот же период, из-за слабого интереса к сернистому топливу со стороны бункеровочных компаний Приморского края. Котировки продукта Ачинского и Ангарского НПЗ на СПбМТСБ в январе-июне снизились в среднем на 7,502 тыс. рублей за тонну, до 8,055–10,057 тыс. рублей за тонну. 

Как сообщает агентство, поставки мазута с НПЗ по железной дороге на внутренний рынок в первом полугодии снизились на 1,63 млн т относительно аналогичного периода 2019 г., до 4,81 млн т. Поставки топлива за рубеж сократились еще заметнее — на 4,66 млн т, до 14,2 млн т. Это обусловлено слабой торговой активностью на мировых рынках на фоне распространения коронавируса. Упал спрос на сернистый мазут со стороны бункеровочных компаний, сделавших акцент на приобретение в основном топлива с содержанием серы до 0,5%. Снижению поставок мазута в адрес российских и иностранных получателей способствовало также заметное уменьшение выработки топлива на российских НПЗ. 

Но уже в июне интерес к мазуту в России заметно усилился: энергетические и промышленные предприятия начали закупать крупные партии топлива для предстоящего отопительного сезона. Некоторые компании намерены запастись дешевым топливом до октября, когда могут быть одобрены поправки в Налоговый кодекс. В новой редакции закона ароматические смеси исключаются из списка безакцизных товаров. Из-за высокой цены спрос на акцизное топливо в первом полугодии был крайне слабым. Высокая стоимость обусловлена налоговой ставкой на средние дистилляты, в список которых попал мазут. По данным Argus, эта ставка в июне составила 16,724 тыс. рублей за тонну. Многие переработчики смогли избежать акциза, за счет содержания ароматических углеводородов в топливе выше 30%, но эта «лазейка» осенью может быть устранена.

Значительно сократилось производство мазута на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа, на 796,5 тыс. т относительно первого полугодия 2019 г., до 1,17 млн т. Заметно снизился выпуск мазута на самарской группе заводов «Роснефти» — на 481,4 тыс. т, до 1,85 млн т, из-за длительных ремонтов на предприятиях. Так, Куйбышевский завод простаивал с середины апреля до конца июня. Ремонт установок первичной переработки АВТ-9 и Э-АВТ-11 (общей мощностью 22,71 тыс. т в сутки) Новокуйбышевского завода проводился с конца марта по 17 мая. По данным Минэнерго, на 14 апреля-14 июня был запланирован ремонт на Э-АВТ-5 Сызранского НПЗ (7,13 тыс. тонн в сутки). 

На Московском НПЗ выпуск мазута за первое полугодие снизился на 291,8 тыс. т, до 708,7 тыс. т. В конце июля в рамках второго этапа модернизации Московского завода «Газпром нефть» запустила комплекс переработки нефти полного цикла Евро+. Как отмечает Argus, это позволит компании повысить объем производства бензина, дизельного топлива и авиационного керосина, а также увеличить глубину переработки нефти с 81% до 85%. Компания выведет из эксплуатации пять объектов прошлого поколения, в том числе установку первичной переработки ЭЛОУ-АВТ-6 мощностью 20 тыс. т в сутки. «Газпром нефть» уменьшила выработку мазута в первом полугодии на Омском НПЗ — на 268,7 тыс. т, до 561,5 тыс. т. В апреле компания завершила монтаж основного оборудования будущей установки замедленного коксования (УЗК) мощностью 2 млн т в год, которая позволит Омскому заводу увеличить производство автомобильного топлива и нефтяного кокса. «Газпром нефть» планирует увеличить глубину переработки на предприятии до 97% с 90%. Как ожидается, модернизация приведет к дальнейшему снижению выпуска мазута на заводах «Газпром нефти» во второй половине текущего года. Компания планирует полностью прекратить выработку продукта на своих НПЗ к 2024 г. 

Нина Маркова