16 августа после объявления о сокращении добычи нефти в Саудовской Аравии в результате нападения дронов на два крупных местных месторождения, цена на нефть марки Brent подскочила на 15% до 69 долл./барр.

Цена Brent на Лондонской бирже

По опубликованным в СМИ оценкам отраслевых экспертов, в случае если Саудовской Аравии не удастся в кратчайшие сроки устранить повреждения и восстановить уровень добычи, стоимость нефтяного сырья уже в сентябре может подскочить до 100 долл./барр.

Мы попробовали разобраться, что произойдет с ценообразованием на российском рынке моторных топлив и маржинальностью их производителей, если на самом деле реализуется «стодолларовый» прогноз.

По оценкам за 13 дней сентября, средний дисконт в ценах внутреннего рынка на автомобильный бензин АИ-92 относительно экспортного нетбэка составил порядка 4 600 руб./т. При этом демпфирующая надбавка, оцененная по средним значениям ее параметров за тот же период, компенсирует этот дисконт на 81%, сокращая его до 870 руб./т.

На рынке летнего дизтоплива «демпфер», оцененный тем же способом, с лихвой компенсирует разницу между безналоговой отпускной ценой НПЗ и средней экспортной альтернативой: интегральная премия (с учетом «демпфера») в среднем за 13 дней месяца составляет 3 150 руб./т.

Средние по РФ цены НПЗ и экспортные нетбэки на моторные топлива, руб./т

В случае, если стоимость нефти Brent в среднем за сентябрь увеличится до 100 долл./барр. При сохранении текущих средних значений курса доллара к рублю, крек-спредов нефтепродуктов на европейском рынке и средних отпускных цен производителей на автобензин АИ-92 и ДТл дисконты цен внутреннего рынка на данные виды моторных топлив увеличатся до 24 500 руб./т и 21 500 руб./т соответственно.

Однако одновременно увеличатся и демпфирующие надбавки. Правда, в меньшей степени, нежели дисконты: стандартные «демпферы» для автобензина и дизтоплива составят 21 500 руб./т и 21 100 руб./т. В результате на рынке 92-ого бензина интегральный дисконт вырастет до 3 000 руб./т, а на рынке летних сортов дизтоплива вместо интегральной премии в 3 150 руб./т сформируется дисконт порядка 370 руб./т.

В предположении, что объем поставок моторных топлив на внутренний рынок в сентябре сохранится на уровне августа, сентябрьские выплаты по демпферу в рассматриваемом сценарии потребуют более 150 млрд руб. из федерального бюджета.

Суммарные выплаты из Федерального бюджета РФ по «демпферу», млрд руб.

Однако даже такие гигантские компенсационные выплаты не спасают от убыточности «бензиновые НПЗ». Если бы рассмотренный сценарий реализовался в августе, оценка средней чистой маржи переработки сырья в группе «Производителей автобензина» оказалась бы ниже фактического значения в 876 руб./т (см. подробнее №37 еженедельного аналитического издания ИГ «Петромаркет» «Топливный рынок России») на 955 руб./т, то есть опустилась бы ниже нуля. Впрочем, заводам данной группы не привыкать – ведь им уже приходилось работать в условиях убыточности с января по май текущего года.

Падение маржи «производителей дизеля» относительно фактического августовского показателя было бы примерно таким же – около 960 руб./т. Однако «дизельные» предприятия, в отличие от «бензиновых», смогли бы сохранить прибыльность на уровне порядка 2 700 руб./т.

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»