Доля российского оборудования в нефтегазовой промышленности составила 50%.

«За последние 2–3 года мы пришли к тому, что доля российского и зарубежного оборудования в ТЭК уравнялись. Сегодня Россия ежегодно закупает оборудование для нефтегазовой отрасли на сумму $10 млрд, из которых $5 млрд тратится на оборудование отечественного производства», — сообщил президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль в ходе конференции «Импортозамещение в нефтегазовой промышленности». Он добавил, что к 2020 году компании планируют снизить зависимость от импорта оборудования до 30% в пользу российских технологий.

Генадий Шмаль отметил, что сегодня в российской нефтянке уже есть примеры успешного использования компаниями российского оборудования. «Зависимость «Транснефти» от импорта на сегодняшний день составляет всего 7%. А за несколько последующих лет эту зависимость планируется снизить до 4%», — сказал Шмаль.

Секторальные санкции, введенные в 2014 году, стали отправной точкой для развития политики по импортозамещению в России. Тогда была разработана отраслевая программа импортозамещения, целью которой стало снижение импортной составляющей по наиболее важным направлениям: технологии для гидроразрыва пласта и наклонно-направленного бурения, оборудование для нефтедобычи на суше и переработки, оборудование для освоения шельфовых и трудноизвлекаемых запасов.

Однако здесь государство и производители столкнулись с рядом проблем. Как заявляют участники конференции, на сегодняшний день практически отсутствуют меры государственной поддержки и мотивации отечественных инноваций, их апробации и отраслевого внедрения.

«Для успешной реализации данной программы необходим комплекс мер государственной поддержки, включая среди прочих и налоговые инструменты. Существующие налоговые инструменты являются недостаточными с точки зрения стоящих на сегодняшний день задач», — говорит партнер KPMG в России и странах СНГ Виктория Тургенева.

По мнению заместителя председателя Комитета по энергополитике и энергоэффективности РСПП Юрия Станкевича, само понятие «импортозамещение в промышленности» является верным по сути, но ошибочным с точки зрения целеполагания. «На примере топливно-энергетического комплекса мы видим, что стремление в сжатые сроки увеличить, порою кратно (с 10–20% до 90%), долю используемых российских технологий и оборудования способно привести к дисбалансу спроса и предложения, демотивации производителей, необоснованно рассчитывающих на протекционизм со стороны государства, а также опережающему в сравнении с улучшением качества росту цен», — поясняет «Нефтянке» Юрий Станкевич.

«По этой причине уместнее говорить не об импортозамещении, а о необходимости поступательного усиления позиций российских производителей на внутреннем и внешнем рынках, готовых к конкуренции в условиях открытой и честной борьбы. Системная и последовательная политика, обеспечивающая, прежде всего, инвестиционную окупаемость проектов в ТЭК, в том числе с высокой добавленной стоимостью продукции, отвечает интересам бизнеса и государства», — добавляет он.

Как считает начальник департамента технологических партнерств и импортозамещения «Газпром нефти» Сергей Архипов, одна из проблем данного направления — подготовка кадров. «Сегодня отрасли нужны не просто инженеры, а инженеры-предприниматели», — отметил он.

Тем не менее, несмотря на существующие проблемы, по данным Архипова, в «Газпром нефти» по направлению импортозамещения разработано более 100 различных продуктов. «У нас прошло уже более 50 тысяч испытаний различных продуктов. Свыше 20 компаний получили от нас поддержку, привлечено более 5 млрд рублей», — сообщил Сергей Архипов. Он также добавил, что все поставщики компании могут получить дополнительные заказы на сумму порядка 1 трлн рублей к середине 2025 года.

Начальник управления технологических партнерств и импортозамещения техники и технологий «Газпром нефти» Михаил Кузнецов, в свою очередь, заявил, что компания планирует подписать соглашение с ПАО «ЛУКОЙЛ» о совместных промышленных испытаниях оборудования для нефтегазовой отрасли.

Кристина Кузнецова