Фото: Stock.adobe.com

Международное энергетическое агентство прогнозирует рост числа электромобилей на дорогах мира. По информации доклада МЭА Global Electric Vehicle Outlook 2021, несмотря на пандемию, вызвавшую каскадное обрушение экономики, в 2020 г. в глобальном масштабе были проданы рекордные 3 млн новых электромобилей, что на 41% превышает показатель 2019 г. Тогда как в целом продажи на мировом автомобильном рынке сократились на 16% в 2020 г., спад произошел из-за снижения продаж машин с двигателем внутреннего сгорания. Рост продолжился и в 2021 г.: реализация электромобилей с начала текущего года почти в два с половиной раза превышает показатели 2020 г.

Впервые в прошлом году Европа обогнала Китай в качестве лидера мирового рынка электромобилей. Продажи в европейских странах увеличились более чем вдвое в 2020 г., до 1,4 млн электрокаров, тогда как в Китае они подросли лишь на 9%, до 1,2 млн. В результате рекордного роста мировой парк электромобилей в прошлом году достиг 11 млн машин. Однако для достижения целей, поставленных в Парижском климатическом соглашении, эта цифра должна вырасти в ближайшие десятилетия до 230 млн электрокаров, согласно оценке МЭА. 

Исходя из текущего состояния климатического регулирования, эксперты агентства прогнозируют рост числа электромобилей на дорогах мира к 2030 г. до 145 млн единиц. В случае же политической поддержки и стимулирования электромобилизации со стороны национальных правительств эта цифра может быть гораздо выше. Кроме того, продажи электромобилей могут вырасти за счет предложения широкодоступных финансово моделей, а также повышения их привлекательности для клиентов с точки зрения дешевизны эксплуатации. 

В 2020 г. на рынке было предложено 370 моделей электромобилей, что на 40% больше, чем в 2019 г. Предложения и опции будут увеличиваться, поскольку 18 из 20 крупнейших автопроизводителей объявили о планах по дальнейшему увеличению линейки электромобилей и наращиванию производства легковых автомобилей. 

В текущем году Европа и Китай останутся лидерами по числу продаж электромобилей. Также ожидается серьезный прирост автопарка электрокаров в Соединенных Штатах. К 2030 г. продажи электромобилей (всех видов) в Индии и Японии достигнут рыночной доли 30% и 25% соответственно. Эксперты МЭА отмечают, что многим странам мира еще предстоит разработать политику поддержки и установить цели роста парка электромобилей.

Хотя государственная политика и субсидии играют ключевую роль в электрификации транспорта, МЭА показывает, что доля государственных расходов на электромобили снижается и в настоящее время немногим превышает 10%. Согласно отчету, потребители потратили в 2020 г. на электромобили 120 млрд долларов, тогда как правительства (закупки служебного и коммунального автотранспорта) порядка 14 млрд долларов госрасходов. «Текущие тренды продаж обнадеживают, но наши цели в области климата и энергетики требуют дальнейшего ускорения. Правительствам следует создать основу для ускоренного внедрения электромобильного транспорта, использовать финансирование, направляемое на восстановление экономики, для инвестирования в производство аккумуляторов и развитие зарядной инфраструктуры», — отмечает глава МЭА Фатих Бироль.

В докладе агентства подчеркивается, что электромобилизация мира выходит за рамки сегмента легковых автомобилей. Самый электрифицированный вид транспорта сегодня — это двух- и трехколесные транспортные средства, в частности, мотоциклы и мопеды, которых продано в мире более 25 млн единиц, большая часть —  в Азии. Очень быстро электрифицируется сегмент городского транспорта. Тогда как тяжелый грузовой транспорт только начал электрифицироваться, поскольку мощность аккумуляторов выросла, а запас хода электрогрузовиков за последнее время значительно увеличился.  

Мария Кутузова