Пост-релиз по итогам круглого стола «Нулевой сброс в морской нефтедобыче»

На круглом столе, прошедшем 30 августа в РГУ нефти и газа им. Губкина, эксперты в области экологической безопасности обсудили важные аспекты освоения морских месторождений. В разговоре также участвовали представитель нефтяной компании ЛУКОЙЛ Алексей Кузин и депутат Государственной Думы Александр Василенко.

unnamed«Мы работаем в одном из самых экологически уязвимых районов — предустьевое взморье Волги, Северный Каспий, — рассказал Алексей Кузин, начальник отдела экологии ООО «ЛУКОЙЛ—Нижневолжскнефть».  — Основа экологической политики — соблюдение принципа «нулевого сброса», соотвествующие обязательства компания взяла на себя ещё в 1995 году. Все отходы  в полном объёме доставляются на береговой комплекс, расположенный в посёлке Ильинка Астраханской области».

Алексей Кузин отметил, что в регионе существуют независимые предприятия,  способные перерабатывать отходы бурения. «Нашим соседом является природоохранный комплекс ЗАО «ПК «ЭКО+», который располагает технологиями переработки. С ним заключён договор на тот случай, если по каким-либо причинам комплекс ЛУКОЙЛа не будет справляться с нагрузкой — например, при значительном увеличении объёмов бурения».

imageПримерная стоимость переработки — 13 тыс. рублей за кубометр. Один контейнер — три кубометра, при проходки одной скважины образуется 150-200 контейнеров отходов. «Соблюдение принципа «нулевого сброса» обходится дорого, но оно того стоит», — подытожил Алексей Кузин.

Напомним, в настоящее время ЛУКОЙЛ владеет двумя лицензионными участками на шельфе Каспия — Северный и Центрально-Каспийский.

Эксперты подробно обсудили вопрос освоения шельфа Арктики. Юрий Ампилов, профессор МГУ, академик РАЕН высказал сомнение относительно возможности ввода в эксплуатацию месторождений арктического шельфа в ближайшие 20 лет. «Уже который год в Арктике ничего не бурится, проводятся только сейсморазведочные работы. По моим оценкам, шельф в восточной Арктике, находящийся за пределами Новой Земли, не будут осваивать даже наши внуки». Эксперт напомнил, что для добычи в таких условиях нет технологий и подчеркнул, что речь идет не только о России — их нет нигде в мире. Также, по словам Юрия Ампилова, при цене на нефть уровня 100 или даже 200 долларов за баррель месторождения восточной Арктики не будут рентабельны. «Поэтому с точки зрения экологии можно быть спокойным за Арктику, ничего там добываться не будет», — сказал профессор, добавив, что исключение составляют Штокмановское и Приразломное месторождения, работы на которых продолжаются. Также Юрий Ампилов отметил, что в Арктике мало нефти, основная часть запасов приходится на газ. «На рынке наблюдается избыток предложения газа, в таких условиях поставки с арктического шельфа гарантированно неконкурентоспособны» — закончил эксперт.

Александр Василенко, заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии отметил, что законодательное регламентирование работы на шельфе далеко от идеала и требует серьёзной доработки.  По словам депутата ГД, система распределения участков на арктическом шельфе нелогична. «Какие компании допускаются к работе на шельфе? Государственные. Но в «Газпроме» государству принадлежит 50,5%, в «Роснефти» — 72%. Сказать, что это полностью государственные компании, я не могу. Это компании с государственным участием». Депутат подчеркнул, что, хотя шельфовые месторождения распределены между «Роснефтью» и «Газпромом», во всех проектах присутствуют иностранные партнёры — ExxonMobol, Statoil, Eni и другие. Александр Василенко предложил ввести понятие национальной компании. «Это компания, которая зарегистрирована на территории России и платит налоги в России», — объяснил депутат. По мнению господина Василенко, на шельфе должны работать компании, отвечающие этим требованиям.

Евгения Белякова, координатор Арктического проекта Greenpeace, отметила, что существует проблема безопасности танкерных перевозок нефтяных грузов.  Эксперт высказалась о недопустимости использования однокорпусных танкеров для перевозки нефти и тяжёлых нефтепродуктов и напомнила о недавней аварии танкера «Надежда» на Дальнем Востоке. Также Евгения Белякова выступила в защиту государственной экологической экспертизы, которая может быть отменена. Госпожа Белякова согласилась с критиками, называющими эту процедуру забюрократизированной, однако указала на отсутствие других способов влияния на реализацию потенциально опасных проектов. «С точки зрения представителя общественной организации могу сказать, что государственная экологическая экспертиза — это один из немногих механизмов, дающий возможность общественности получить информацию о реализации каких-либо проектов и повлиять на них» — отметила эколог.

Организаторами круглого стола «Нулевой сброс в морской нефтедобыче» выступили «Агентство деловых коммуникаций», компания OilGasCom и РГУ нефти и газа им. Губкина. 

image