Открыт еще один азиатский рынок для кладовых Сибири
«День трансформации,— так, не стесняясь, быть может, некоторой выспренности, назвал премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф понедельник, 12 июня. К наливному терминалу порта Карачи, в полном соответствии с апрельским соглашением между Россией и средневосточным государством, зависящим от зарубежной нефти на уровне 80% своего энергобаланса, подошел танкер с сибирской нефтью.
Выгружено 45 тысяч тонн, но это далеко не разовый эпизод в двустороннем товарообороте вопреки введенным против Кремля энергетическим санкциям. К концу недели должно быть получено еще 50 тысяч тонн. Это уже подтверждено дирекцией местного НПЗ Pakistan Refinery Limited (PRL). «Итак, я выполнил еще одно свое обязательство перед нацией,— с гордостью отозвался глава исламабадского кабинета. — Ведь это первый принятый нами груз «черного золота» из РФ. И это начало новых отношений между Пакистаном и Российской Федерацией».
Вероятно, в происшедшем и впрямь нет преувеличений. «Сделка, о которой идет речь,— подчеркнул влиятельный на просторах Азии катарский канал Al Jazeera, — дает Москве, после освоения возможностей Индии и Китая,— очередной рынок для жидкого углеводородного сырья». Да еще, добавим, какой рынок! Ведь он одновременно велик по своим сбытовым и потребительским масштабам, и столь же податлив психологически. Да-да, именно податлив в русле разворота общественных настроений в пользу качественно нового поставщика практически с неограниченными возможностями.
Предстоящее снижение розничных цен в охваченном топливным кризисом исламском государстве — это уже не просто отраслевой прогноз. Это, можно сказать, еще и эмоциональное ожидание в тысячах пакистанских семей, оживленные разговоры на заправках и приподнятая атмосфера на предприятиях даунстрима. Ибо, как только поставки из России пойдут на регулярной основе,— счета за бензин на АЗС неизбежно упадут, как заверяет соотечественников министр нефтяной промышленности Мусадик Малик.
«Если мы и впрямь начнем получать треть нефти из России, пояснил он в интервью,— то возникнет разница по сравнению со вчерашними ценами. И эффект этого почувствуется в карманах простых людей». Согласитесь: эти слова звучат не как метафора, а как прямая констатация уже назревающих результатов прокладки нового танкерного маршрута. Ведь Пакистан — это, с одной стороны, пятая в мире страна по численности своего народонаселения, и в то же время один из эпицентров суровой социально-экономической депрессии на подступах к Южноазиатскому субконтиненту.
Одно из мрачных проявлений этого кризиса — острый дефицит свободно конвертируемой валюты для оплаты топливного импорта. Да и то сказать: весь сегодняшний обьем золотовалютных резервов в казне Исламабада не достигает 4 миллиардов долларов. Страна напряженно ждет очередного пакета помощи от МВФ в размере 1,1 млрд долл, но это будет последний транш в 6,5-миллиардной программе, иссякающий уже сейчас, в июне.
Насколько же важно в этом контексте, что, как подтвердил Мусадик Малик, беседуя с корреспондентом агентства Reuters,— стартовая партия российской нефти оплачивается в китайских юанях…
Павел Богомолов
Кандидат политических наук