Согласно последнему Отчету об устойчивом развитии компании ЛУКОЙЛ, огромное влияние на текущую ситуацию с реализацией целей устойчивого развития, поставленных ООН, оказала пандемия. Вместе с тем международная и российская климатическая повестка продолжает влиять на политику национальных государств и бизнес-среду в глобальном масштабе.  Компания активно формирует и уже делает практические шаги в реализации программ декарбонизации и энергосбережения, выработки стратегии климатической адаптации, а также нацелена на дальнейшее развитие проектов в области возобновляемой энергетики.

Как отмечают в компании, пандемия COVID-19 стала самым значительным событием 2020 г. и в наиболее трудные месяцы отвлекла внимание международного сообщества от вопросов изменения климата. Однако после временного ослабления внимания к этой теме страны и компании вновь сконцентрировали усилия на обсуждении дальнейших действий по предотвращению климатического кризиса. Так, на Глобальном экономическом форуме в Давосе в 2021 г. впервые за последнее время все риски, которые стали предметом обсуждения участниками мероприятия, были связаны с изменением климата и влиянием человека на природные системы. «В 2020 г. сокращение экономической активности и транспортных перевозок, полная или частичная остановка работы предприятий в ряде отраслей и общее снижение объемов потребления привели к снижению антропогенных выбросов парниковых газов, наглядно проиллюстрировав масштаб влияния человека» (The Global Risk Report 2020. WEF, 2021).

По прошествии трети срока, отведенного на достижение целей устойчивого развития (2016-2030 гг.), ежегодный отчет ООН констатирует «резкое торможение деятельности в этой области устойчивого развития во многих странах в результате пандемии и самого глубокого экономического кризиса в мирное время» (The Global Risk Report 2020. WEF, 2021). Даже до пандемии достигнутый прогресс на глобальном уровне был неравномерным, во многих областях требовались более активные и масштабные действия во всех странах. Тогда как кризис затронул все слои населения, все сектора экономики и все регионы мира. В результате пандемия свела на нет результаты работы за несколько десятилетий, доказав, что назрели глубокие экономические и гуманитарные преобразования. Важно, как будет использована сложившаяся ситуация в поиске разумных решений по созданию более гибких и устойчивых к разнообразным вызовам экономических и социальных систем. 

В ЛУКОЙЛе подчеркивают, что расширение экономических механизмов, связанных с курсом ЕС на декарбонизацию, потребует от компаний нефтегазовой промышленности, конкретных действий для обеспечения устойчивости в долгосрочной перспективе. Недавно Европейский совет утвердил новый механизм — «Таксономию устойчивого развития» (EU Taxonomy for Sustainable Activities), который позволит компаниям и инвесторам одинаково определять виды экономической деятельности, способствующие устойчивому развитию, и согласованно направлять инвестиции. 

ЕС представил планы по ускоренному переходу на безуглеродный путь развития в соответствии с «Зеленым курсом» (Green Deal), намереваясь сократить выбросы парниковых газов на 55% к 2030 г. по сравнению с 1990 г. Как подчеркивают в компании, схема торговли квотами на выбросы Евросоюза (EU ETS) станет одним из инструментов стимулирования изменений: сокращение бесплатных квот на выбросы для крупных промышленных предприятий приведет к увеличению стоимости их приобретения. Причем в EU ETS планируется включить морской и автомобильный транспорт. В марте 2021 г. Европейский парламент принял резолюцию в поддержку введения еще одного инструмента — трансграничного углеродного механизма (carbon border adjustment mechanism) в отношении импортируемых углеродсодержащих товаров из стран, не имеющих национальных систем регулирования выбросов парниковых газов. 

ЕС и другие страны, включая США, Китай, Японию, Индию и Великобританию, уже установили амбициозные цели в отношении достижения углеродной нейтральности. В случае реализации общих планов действий более половины мировых выбросов парниковых газов будут контролироваться в рамках проектов по декарбонизации уже к середине века. В России установлена национальная цель по сокращению выбросов – 70% от уровня 1990 г. к 2030 г. В качестве эксперимента реализуется проект специального регулирования выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области. Результатом пилотного проекта может стать формирование национальной системы торговли выбросами парниковых газов и ее интеграция с международными системами.