«Независимый топливный союз» выступил за отмену запрета на продажу алкоголя на АЗС

Запрет на торговлю алкогольной продукцией в магазинах на автозаправочных станциях не приводит к уменьшению числа ДТП с участием пьяных водителей, но дискриминирует владельцев АЗС и создаёт трудности для законопослушных граждан. 25 апреля 2017 года «Независимый топливный союз» направил обращения к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, председателю Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергею Жигареву, а также Уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову с просьбой об отмене данного запрета.

В России ограничение на продажу алкогольной продукции в магазинах возле АЗС было введёно в 2011 году. К сожалению, это не привело к снижению числа ДТП, совершённых водителями в состоянии опьянения. По статистике, исторический минимум «пьяных ДТП» был установлен в 2010 году — 11813, а по итогам 2016 года было зафиксировано 16835 таких случаев. Идея закона, запрещающего торговать алкоголем на АЗС, заключалась в том, чтобы удалить звено из цепочки «увидел бутылку -> купил -> выпил -> в тюрьму». На деле оказалось, что такой подход не работает.

Почему так происходит, объясняется в исследовании профессиональных психологов, ссылку на работу которых приводит «Независимый топливный союз». Дело в том, что готовность сесть пьяным за руль проявляют граждане совершенно определённого типа, изначально склонные к правонарушениям. Как показало исследование личных дел осуждённых, отбывающих наказание за пьяные ДТП, ранее из них были лишены права управления транспортным средством на срок от 2 до 3 лет — 82%, на срок от 1 года до 2 лет — 18%, судимость имели 12%. А каждый пятый на момент совершения аварии вообще не имел права управлять транспортным средством, в том числе по причине лишения водительских прав.

Очевидно, что граждане из этой группы не проявляют большого интереса к алкоголю на АЗС, который там стоит заметно дороже, чем в других магазинах на обочине. Ограничение на продажу оказалось направлено на обычных людей, которые заходят в магазины при АЗС по причине острой нехватки свободного времени. Вот им и были созданы дополнительные трудности — они потеряли возможность совершать удобные покупки, а владельцы бензоколонок лишись дополнительного заработка. При этом супермаркеты и обычные магазины, в том числе расположенные вдоль дорог, получили необоснованные конкурентные преимущества.

За границей подобных запретов нет. Алкоголь на АЗС доступен во многих европейских странах, от Германии до Белоруссии. Хорошо, иностранный опыт сейчас упоминать немодно, но у нас есть свой пример — горбачёвская антиалкогольная кампания. Она длилась всего 2 года и привела к резкому снижению легального производства, бурному расцвету подпольной торговли, и, как следствие, падению доходов государства и росту числа отравлений суррогатами. Вывод очевиден — бороться нужно непосредственно с пьянством, а не с торговлей.

Кстати, в отдалении от городов магазин при АЗС может оказаться чуть не единственной торговой точкой, где продаётся легальная продукция. Страна у нас большая, в провинции инфраструктура, мягко говоря, не очень развита. При этом в силу объективных причин автозаправочные станции лучше контролируются, чем сельские магазины, а наличие видеокамер в торговой зоне исключает ночную торговлю.

Поскольку запрет не достиг заявленной цели (снижения числа случаев пьянства за рулём), а только создал проблемы для законопослушных участников рынка, он должен быть отменён или существенно пересмотрен, считают авторы обращения.