В штате США Делавэр канадцы массово регистрируют новые юридические лица или используют уже существующие, чтобы подавать в американские суды иски в связи с ущербом от запрета Джо Баденом нефтепровода Keystone XL. Делавэр выбран как место, наиболее удобное для регистрации компаний и ведения от их имени судебных процессов. 

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).

Нефтепровод Keystone XL должен был доставлять 830 тыс. барр./сут. тяжелой нефти с нефтеносных песков Альберты на НПЗ в США, которые нуждаются в таком сырье для разбавления легкой сланцевой нефти.

pastedGraphic.png

У проекта долгая история. Еще в январе 2012 года президент США Барак Обама отклонил заявку на строительство на фоне протестов о влиянии этого нефтепровода на «экологически чувствительные» песчаные холмы Небраски. Зарегистрированная в Небраске компания TransCanada Corporation тогда изменила первоначально предлагаемый маршрут трубы, чтобы минимизировать «разрушение земель, водных ресурсов и специальных зон». Новый маршрут был утверждён губернатором штата Дейвом Гейнеманом в январе 2013 года. Но дело застряло в судах.

В январе 2017 года президент Д. Трамп подписал президентский меморандум о возрождении трубопроводов Keystone XL и Dakota Access.

В августе 2019 года Верховный суд штата Небраска, где шли основные правовые баталии, снял препятствия для строительства нефтепровода через этот штат. 

В январе 2020 года министерство внутренних дел США оформило разрешение на строительство на 44-мильном участке в штате Монтана.

Американская компания TC Energy, строитель нефтепровода, 1 апреля того же года объявила о принятии окончательного инвестиционного решения (FID) о строительстве трубы. 

Нефтепровод стоимостью около $8 млрд и протяженностью более 1 200 миль должен был пройти от Hardisty в канадской провинции Альберта до Steele City в Небраске. TC Energy уже владеет нефтепроводной системой, позволяющей доставлять нефть из Небраски к НПЗ на побережье Мексиканского залива.

Для Альберты нефть – основной источник доходов. Хотя проект подорожал с первоначальных пяти до восьми с лишним миллиардов долларов, правительство Альберты предоставило компании TC Energy кредитные гарантии на шесть миллиардов. Сама компания вложила в проект полтора миллиарда.

Нефтяные пески Альберты

pastedGraphic_1.png
Источник: seekingalpha.com

Инаугурация Джо Байдена в качестве 46-го президента США состоялась 20 января 2021 года, и в этот же день Байден официально отозвал разрешение, необходимое для строительства нефтепровода. Байден отметил, что планета сталкивается с климатическим кризисом и что проект «подорвет лидерство США в области климата» и затруднит для американцев влияние на другие страны, чтобы предпринять амбициозные климатические действия.

Удар по интересам нефтяников США и Канады был огромен не только и не столько с финансовой стороны, сколько с психологической. Президент объявил открытую войну нефтегазу, которая продолжается по сей день: 11 мая Министерство внутренних дел отменило три предстоящие аукциона на нефтегазовые участки — два участка в Мексиканском заливе и один на Аляске. При этом представители администрации вновь заявили о необходимости увеличения внутренней добычи нефти для борьбы с высокими ценами на бензин. В СМИ появилась новая порция соответствующих комментариев. 

TC Energy заявила, что решение Байдена приведет к увольнениям тысяч членов профсоюзов, а премьер-министр Канады Джастин Трюдо от лица страны выразил «крайнее разочарование». 

«Убить 10 000 рабочих мест и забрать 2,2 миллиарда долларов заработной платы из карманов рабочих — это не то, что американцам нужно или нужно прямо сейчас», — прокомментировал ситуацию генеральный директор Association of Oil Pipe Lines Энди Блэк.

Keystone — проект огромной важности для Альберты. Губернатор канадской провинции обещал населению, что после запуска нефтепровода не менее 30 миллиардов долларов будут направлены на социальные цели. Оставить демарш Байдена без последствий канадцы просто не могли. 

В настоящее время Альберта и TC Energy пытаются компенсировать свои потери с помощью двух отдельных судебных вызовов. Альберта начала свой процесс 9 февраля 2021 года, требуя возмещения ущерба в размере 1,3 миллиарда долларов.

Особенности иска связаны с судебной казуистикой. Новое Соглашение между Канадой, США и Мексикой, которое вступило в силу в июле 2020 года, не позволяет подавать в суд и требовать компенсации с правительства США. Однако в нем имеется положение, которое позволяет по-прежнему использовать правила предыдущего соглашения NAFTA (North American Free Trade Agreement), подписанного еще в 1992 году, если инвестиции были сделаны до того, как новое соглашение вступило в силу. Согласно Соглашению 1992 года любой участник имеет право требовать компенсации своих убытков, если они наступили в результате неправомерных или дискриминационных действий другой стороны. Теперь правительство Альберты требует признать себя потерпевшей стороной и покрытия издержек от американских контрагентов, используя эти «унаследованные» правила НАФТА в своем вызове. 

В июле 2021 года корпорация TC Energy подала свое Уведомление в Юридический совет Государственного департамента США. TC Energy сообщила, что будет стремиться взыскать более 15 миллиардов долларов США за ущерб, понесенный в результате нарушения правительством США своих обязательств в рамках «старого» НАФТА.

При этом правительство Альберты и энергетики решили потребовать покрытия издержек не от собственно правительства США, а от американских контрагентов. Чтобы уйти от государственной конфронтации, власти Альберты продали все свои активы в проекте американской TC Energy, тем самым переведя все тяжбы в якобы сугубо корпоративное внутриамериканское русло.

В сентябре 2021-го Техас и еще два десятка других штатов, которые рассчитывали на прибыль от работы Keystone XL, получили решение американского суда о том, что закрытый нефтепровод является для них жизненно важным инфраструктурным проектом. Федеральный суд это решение быстро отменил, но дело движется дальше. 

Американские аналитики оценивают судебные шансы американского строителя нефтепровода и стоящих за ним канадцев чрезвычайно высоко — компенсации в размере до 15 миллиардов долларов вполне реальны. «Государственный департамент США не комментирует ожидающие судебного разбирательства», — сообщил пресс-секретарь ведомства редакции The Narwhal, которая подробно описала сложные юридические маневры канадцев. 

Скорее всего, в результате комбинации судебных и политических маневров будет достигнут какой-то компромисс. Альберта продолжает вести переговоры с «ключевыми лидерами» в Соединенных Штатах о замене функций Keystone XL другими трубами. Премьер-министр Альберты Джейсон Кенни в апреле встретился с сенатором США Джо Манчином, председателем комитета по энергетике Сената США. По словам Кенни, они обсуждали замену проекта трубопровода. 

Любое новое предложение по трансграничному трубопроводу должно будет конкурировать не только со скептически настроенным Белым домом, но и с тем фактом, что осенью 2021 года был запущен проект значительно расширения мощности 3-й линии нефтепровода Enbridge, который доставляет канадскую нефть в США.

США сильно зависят от импорта нефти из Канады, который в первые два месяца текущего года составил около 3,9 млн барр./сут.

pastedGraphic_2.png

Повышение цен на нефть и газ адекватно повысило энтузиазм канадцев относительно добычи ископаемого топлива: в 2021 году стоимость экспорта энергоносителей из Канады в США составила $102 млрд, что на 76% выше по сравнению с 2020 годом.

Несмотря на постоянные заявлению Трюдо о необходимости сокращения выбросов СО2 в марте экспорт нефти, природного газа, угля и нефтепродуктов из страны достиг месячного рекорда в 17,4 млрд канадских долларов (13,6 млрд долларов США). В общем объеме экспорта доля ископаемого топлива составила 27,4%.

Выступая 17 мая перед комитетом Сената США, Джейсон Кенни заявил, что добыча нефти в Канаде может увеличиться на 900 000 баррелей в день, чтобы компенсировать потери поставок от войны России в Украине. Это примерно в три раза превышает оценку, сделанную за несколько недель до этого министром природных ресурсов Канады Джонатаном Уилкинсоном.

По словам Кенни, в североамериканской трубопроводной системе существует около 300 000 баррелей в день неиспользуемых мощностей, которые могут быть заполнены в этом году за счет более высокой добычи. Еще 200 000 баррелей сырой нефти могут быть отправлены по железной дороге, и «если компании среднего звена серьезно отнесутся к этому, и если регулирующие органы одобрят это», еще 400 000 баррелей могут быть добавлены за счет разворота трубопроводов и технических улучшений.

К 2024 году завершение проекта расширения трубопровода Trans Mountain до Британской Колумбии даст Канаде еще больше возможностей для доставки нефти в США, сказал Кенни в интервью Bloomberg Television. «Моя точка зрения заключается в том, что давайте будем дальновидными в этом вопросе. Давайте создадим североамериканский энергетический альянс, и давайте сделаем еще один крупный трубопровод, потому что у нас в Альберте есть третьи по величине запасы на земле», — сказал он. 

Джо Байден и Джастин Трюдо могут что угодно говорить об отказе от ископаемого топлива, но пока его запасы в земле достаточны, экономика не позволит отказаться от этого самого дешевого и надежного энергоносителя.