Нынешним летом главными поставщиками топлива на «антильскую жемчужину» стали Россия и Мексика
6 июня к пирсу гаванского НПЗ «Ньико Лопес» подошел мексиканский танкер Bicentenario. Нефтевоз, доставивший (по данным международной шиппинговой службы мониторинга Vessel Finder) 265 тыс. баррелей «черного золота», заметно облегчил острую нехватку горючего на кубинских АЗС, которые пустовали неделями без подвоза топлива.
Надо, однако, признать: в целом бензиновый кризис на карибском острове, подвергнутом американскому торговому эмбарго с начала 1960-х годов, был смягчен немного раньше — в конце мая. Именно тогда, на фоне отчаянного положения с заправкой кубинского автотранспорта, к нефтеналивным мега-резервуарам города-порта Матансаса (к востоку от Гаваны) причалил супертанкер Limo под флагом Камеруна. Трансатлантическим маршрутом было доставлено 800 тыс. баррелей жидкого углеводородного сырья.
Источником и отправителем той партии нефти является, впрочем, не Камерун. Да и вообще не Западная Африка. Спасительный для бензоколонок латиноамериканской республики груз пришел из дружественной для бедствующих кубинцев России. Ссылаясь в последние дни на улучшенную статистику все более активного импорта, министр энергетики и горнодобывающей промышленности Кубы Висенте де ла О’Леви с полным правом заявил, что «восстановление местного рынка обязательно произойдет», и что «дискомфортные очереди на заправках уменьшатся».
И ведь действительно: обладая скромной, но все же устойчивой мощностью по переработке сырья в среднесуточном объеме 22 тыс. баррелей, столичный завод (не говоря о других предприятиях) сможет теперь обеспечить горючим город и его окрестности как минимум на три недели. А там, глядишь, коммерческие партнеры острова подвезут очередную партию нефти. Столь оптимистичного для Кубы взгляда придерживаются, кстати, и ее оппоненты на противоположном берегу Мексиканского залива. Среди них, к примеру, директор Латиноамериканской и Карибской энергетической и экологической программы в университете Техаса Хорхе Пиньон.

В конце-то концов (даже если не упоминать о «топливном мосте» из РФ), — прибытие Bicentenario стало уже третьей по счету мексиканской поставкой в нынешнем году. Словом, дружественно настроенный к Гаване президент «страны кактусов и сомбреро» Андрес Мануэль Лопес Обрадор, являясь убежденным представителем левых сил региона, не только добивается хотя бы запоздалого снятия вашингтонских санкций в «посткастровский период». Он еще и на деле помогает (используя продукцию отечественного сырьевого гиганта Pemex) облегчить участь простаивающего автопарка на непокорном острове. Да и как не помочь, если нынешний дефицит топлива — наихудший за целых три десятилетия! То есть даже в 1990-х, оказавшись брошенной своими бывшими союзниками и партнерами по СЭВ, республика, экономя и коммерчески маневрируя, не испытывала столь фатальных нехваток.
Куба, следует отметить, самостоятельно добывает лишь 1/10 необходимой ей нефти. А перерабатывалась в республике в последние годы, с учетом привозного сырья, только 1/3 от полной потребности в горючем. Имея в виду сказанное, нетрудно себе представить, сколь напряженной стала экономия топлива. Дабы смягчить ее и заказывать как можно больше нефти в соседних странах континента, Гавана давно уже «расплачивалась» отправкой тысяч своих учителей в сельские школы, а также врачей, в нефтедобывающие государства «третьего мира».
Со времен венесуэльского президента-революционера Уго Чавеса (скончавшегося в 2013-м) такая схема сотрудничества позволяла Кубе дешево получать около 100 тыс. баррелей ежесуточно. Но, увы, возможности Боливарианской Республики по отгрузке сырья постоянно сокращались. Но вот в ноябре прошлого года администрация США разрешила энергогиганту Chevron свободно вывозить (после трех лет жестокого трамповского эмбарго) с берегов Ориноко все больше нефти на американский рынок и выгодно ее реализовывать. Так что теперь ресурсов для Кубы (особенно с первично улучшенными товарными параметрами) у венесуэльцев почти не остается.
А если и остается, то это сверхтяжелая нефть, не прошедшая на Ориноко через апгрейдеры, которых там не хватает. Во всяком случае, их не хватает в рабочем — отремонтированном состоянии. Чтобы не обижать кубинских друзей, Каракас — на свой страх и риск — направил в мае танкер с нефтью, но почти не очищенной, на Кубу. Как отмечает агентство AFP, Гавана сочла задачу дорогостоящего «процессинга» того груза столь затруднительной для себя в технологическом плане, что попросту перепродала третьим странам все содержимое венесуэльского танкера, так и не приступив к его разгрузке.
…Итак, в нынешнем году принимаемые республикой топливные поставки сильнее всего отдают , образно говоря, двумя ароматами — густым запахом кладовых сибирской тундры и «тропическим флером» мексиканского полуострова Юкатан.
Павел Богомолов*
Кандидат политических наук
*В 1981-1987 гг. автор публикации работал в Гаване собственным корреспондентом «Правды» в Республике Куба. Автор книги «Остров далекий и близкий». М., Политиздат, 1990.