Фото: Brett Holmes / Shutterstock.com

«Байден сделал подарок России», «тяжелый удар для Канады», «теперь Америка зависит от нашей нефти» и прочие подобные перлы появились в СМИ после того, как новый президент США Джо Байден отменил разрешение на строительство нефтепровода Keystone XL (KXL). Этот нефтепровод стоимостью $8 млрд должен был доставлять 830 тыс. баррелей в сутки нефти из канадских песков в американский штат Небраска, откуда по уже существующим нефтепроводам она могла перекачиваться к район Мексиканского залива, где расположены основные американские НПЗ.

На отмену разрешения на строительство Байдену потребовался один рабочий день. Вопрос для знатоков: сколько времени ему потребуется, чтобы снова разрешить строительство, если того потребуют обстоятельства?

С немцами, как они сами говорят, «что-то сделали», что они покорно идут в концлагерь зеленой энергетики (об этом ниже). С американцами (да и канадцами) Байдену придется сложнее. Многие избиратели уже поняли, как их обманули. Вот признание рядового пропагандиста демпартии во время второго тура выборов Рохелио Линареса, уроженца Атланты.

«Я работал «на земле» и постучался больше чем в тысячу дверей, — говорит Линарес. — У дверей я буквально говорил людям: «Чеки на 2 тыс. долларов, на это можно положиться». Я человек принципа и морали и чувствую себя дерьмом. Я солгал им. Я все время им лгал. Я лгал людям, которые полагались на это. В то время я не знал, что это ложь». 

Дело в том, что на второй день своего президентства Байден объявил о выплате американцам не 2 000 долларов, как он и его окружение постоянно обещало во время предвыборной компании, а только 1 400 долларов, так как 600 долларов раньше выплатил Трамп. 

Байден победил благодаря этому обещанию. Классический прием, применявшийся еще в Древнем Риме. В России, кстати, так сделал Ельцин: перед выборами 1996 года он обещал отменить обязательный призыв в армию и еще много чего, а через две недели после выборов Анатолий Чубайс, тогдашний глава президентской администрации, заявил, что выполнить обещания невозможно, поэтому они отменяются. 

Для США такая ситуация была описана еще в 1935 году Льюисом Синклером в романе «У нас это невозможно».

На выборах в Конгресс в 2022 году демократы потерпят сокрушительное поражение, если, конечно, выборы состоятся. Так что, если KXL понадобится американскому бизнесу, его снова разрешат за одни сутки. Другое дело, что он в ближайшие два-три года не понадобится.

Американским НПЗ нужна тяжелая нефть для смешивания с собственной легкой нефтью под настроенные техпроцессы своих НПЗ. Раньше они покупали нефть в Венесуэле, сейчас в Канаде. США скорее будут закупать нефть на Марсе, чем у России, потому что обвинения в закупке нефти у России — смертельный удар по любой администрации, хоть демократической, хоть республиканской. Разница между ними только в том, что республиканцы считают главным врагом США Китай, а Россия у них на втором месте, а у демократов — наоборот, Россия на первом.

Прошлой осенью СМИ радостно сообщали, что имели место поставки в США российской Urals. В октябре, например, поставки Urals в США составили 660 тыс. баррелей. Но вот Канада экспортирует в США 3,8 млн баррелей в сутки, в пересчете на месяц примерно в 200 раз больше. 

НПЗ США действительно сократили выработку горючего, но не потому, что у них дефицит тяжелой нефти, а по причине падения спроса. Экономический кризис и ковидное безумие ударило по спросу на топливо рядовых американцев.

(PADD – обозначение группы НПЗ, расположенных в соответствующем регионе, используется, чтобы не писать название региона.)

Видно, что 10 января 2020 года, до начала ковидобесия, НПЗ США перерабатывали 17,0 млн баррелей сырья в сутки, а 8 января 1921 года – 14,3 млн барр. в сутки. При этом с конца ноября уровень загрузки вырос (на 27 ноября было 13,891 млн барр. в сутки). 

Никакого дефицита нефтепродуктов в стране не наблюдается. Запасы бензина растут в пределах обычных значений.

Вернемся к KXL. «Хотя мы приветствуем приверженность президента [Байдена] борьбе с изменением климата, мы разочарованы» — заявил премьер-министр Канады Джастин Трюдо. Премьер Альберты Джейсон Кенни пригрозил судебным иском, если Keystone XL будет «отправлен в утиль».

Строительство KXL на канадской стороне уже началось в прошлом году, правительство Альберты инвестировало в проект $1,1 млрд. После решения Байдена компания-строитель нефтепровода TC Energy Corp. уволила 1000 рабочих в США и Канаде. А всего с отменой строительства Канада потеряет 2,8 тыс. рабочих мест. Популярности канадским властям такая перспектива не добавляет. 

США потеряют еще больше — 10,4 тыс. рабочих мест. «Убить 10 000 рабочих мест и забрать $2,2 млрд заработной платы из карманов рабочих — это не то, что американцам нужно здесь и сейчас», — сказал генеральный директор Association of Oil Pipe Lines Энди Блэк.

Кстати, указ Байдена о запрете лизинга федеральной земли для разработки полезных ископаемых, строительства нефтяных и газовых вышек оценивается в 120 тыс. рабочих мест.

«Разочарование» Трюдо вызвано не проблемами с отгрузкой канадской нефти, а хамством американского партнера. Канада честно выполняет ритуалы, предписанные углеродобесной религией. В стране строятся ВЭС, реализуются проекты по улавливанию СО2 и разрабатываются планы по тотальному внедрению водорода. Правительство Канады опубликовало «Водородную стратегию для Канады» с заявленными целями диверсификации будущего энергобаланса страны, развития экономики и достижения нулевых выбросов к 2050 году. Действия в соответствии со стратегией должны обеспечить «мировое промышленное лидерство Канады в области возобновляемого топлива». Стратегия содержит «дорожную карту» на 30 лет,

Федеральное правительство Канады также представило новый климатический план «Здоровая окружающая среда и здоровая экономика», который предусматривает к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов на 40% от уровня 2005 г., что на 10% выше предыдущей цели. Кроме того, планируется ежегодное увеличение налога на выбросы углерода на $14/т с 2022 по 2030 гг. В 2021 г. налог установлен в размере $40/т, таким образом, к 2030 г. он вырастет до $170/т. 

Инвестиции в размере $964 млн будут направлены на развитие ВИЭ и проектов модернизации электросетей для снижения зависимости от ископаемого топлива (в т.ч. проекты связанные с накоплением энергии, оптимизацией энергосистем и др.).

А на днях пришло сообщение, что немецкая транснациональная компания ThysenKrupp выиграла контракт на строительство и эксплуатацию электролизного завода в Квебеке мощностью 88 МВт, который будет использовать один из самых мощных электролизеров в мире для производства около 11 100 тонн зеленого водорода в год. Электроэнергию будет давать ГЭС. Проект предполагается запустить в 2023 году. 

Канадское правительство послушно готовится уничтожить собственную экономику (налог на СО2 $170/т!), а Вашингтон вместо сердечного облобызания дает пощечину. Обидно, да.

Не в тему отметим, что обещание «нулевых выбросов» через 30 лет со стороны товарищей под 40–50–60 лет ничем не отличается от обещаний полетов на Марс Илона Маска и Дмитрия Рогозина, обитаемых станций на Луне, круглогодичного плавания по СМП… — но деньги сегодня! Все строго по инструкции Ходжи Насреддина с его ослом.

Что касается нефти, то аналитики (реальные!) ожидают, что в ближайшие несколько лет ее экспорт из Канады в США вырастет до 4,2–4,4 млн баррелей в сутки. По данным Rystad Energy, расширение существующих трубопроводов, которое в настоящее время ведется, добавит до 2025 года более 950 тыс. баррелей в сутки пропускной способности для канадских производителей.

Проект по замене линии 3 Enbridge Inc. находится в процессе удвоения своей мощности, что позволит к концу этого года доставлять около 760 тыс. баррелей нефти в сутки для перекачки из Альберты в Супериор, штат Висконсин.

Правительство Канады также расширяет принадлежащую государству линию Trans Mountain на 590 тыс. баррелей в сутки до 890 тыс. баррелей в сутки. Эта линия заканчивается в порту Ванкувера, откуда нефть можно доставлять в США танкерами. 

В прошлом году TC Energy получила одобрение США на расширение своей существующей линии Keystone на 590 тыс. баррелей в сутки, расположенной далеко от Keystone XL, что добавит 170 тыс. баррелей в сутки к поставкам на Средний Запад США и побережье Мексиканского залива.

«Мы будем перегружены, если другие трубопроводы будут расширяться по графику, — сказал директор по исследованиям Wood Mackenzie Марк Оберштеттер. — Если сложить их все, можно сделать вывод, что KXL не нужен».

Строительные работы на Trans Mountain и Line 3 все еще могут быть задержаны экологическими протестами, но, в отличие от Keystone XL, оба трубопровода преодолели юридические и нормативные препятствия.

По оценкам RBN Energy, добыча нефти в западной Канаде вырастет в 2021 году до нового рекорда в 4,45 миллиона баррелей в сутки по сравнению с 3,9 миллиона баррелей в сутки в 2020 году, большая часть из которых будет экспортироваться в США.

«В то время как политика вокруг KXL будет продолжать отражаться на ситуации с нефтепроводами в течение некоторого времени, реальность такова, что западная Канада — впервые за последнее время — может вскоре достичь точки, при которой у нее будут избыточные экспортные мощности», — сказал вице-президент Rystad Energy по американским сланцам Томас Лайлс.

Канадские СМИ публикуют тексты типа «Десять причин, почему KXL не имеет большого значения» и приводят график с заключением: «Если предположить, что рост добычи нефти будет расти на 3% в год, что является весьма оптимистичным допущением, то в этом десятилетии дополнительных экспортных мощностей Канаде не потребуется». 

Слишком долго, почти 15 лет, тянули строители KXL торговлю с «экологами» и «индейцами» насчет суммы отступных за прекращение «протестов». На территории Канады они сошлись ценой, а на территории США — нет.

Канада является крупнейшим экспортером нефти в США и таким останется, убеждены в Оттаве и Альберте. Вот график экспорта нефти из Канады в США.

Добавим, что нефтяники Альберты добились от правительства провинции разрешения на отгрузку нефти по железной дороге. Хотя железнодорожный транспорт не является первым выбором для производителей, пишут канадские эксперты, он выполняет свою работу и позволяет производителям доставлять сырую нефть туда, куда трубопроводы не идут. Мощность экспорта по железной дороге составляет более 500 тыс. баррелей в день, что обеспечивает хорошую амортизацию при заполнении трубопроводов.

Несмотря на падение спроса в результате пандемии 2020 года и исторически низкие цены на нефть прошлой весной, производители нефти Альберты постепенно приближаются к рекордным уровням добычи, пишут канадские СМИ. В ноябре в провинции было добыто 3,66 миллиона баррелей в день, что всего на 2% ниже рекордных объемов, достигнутых в декабре 2019 года. Большая часть прироста пришлась на обогащенный битум из нефтеносных песков.

Производство синтетической нефти выросло до рекордного уровня в 1,27 млн баррелей в день, превысив рекорд июля 2019 года на 20 тыс. баррелей в день. Без учета объемов разбавителя добыча битума также выросла до 1,89 миллиона баррелей в день, но остается на 100 тыс. баррелей в день ниже рекордного максимума августа 2018 года. В целом, добыча из нефтеносных песков достигла рекордных 3,16 млн баррелей в день в ноябре – на 90 000 тыс. в день выше рекордного уровня декабря 2019 года. 

В общем, можно поздравить нефтяников альбертовщины с трудовыми достижениями!

Регулирующий орган Канады в области энергетики (CER) опубликовал свои прогнозы спроса и предложения энергии до 2050 года (EF2020), включая «Базовый сценарий», который не предполагает дополнительных усилий по сокращению выбросов парниковых газов и обещает устойчивый спрос на ископаемое топливо (традиционный базовый прогноз) и «Развивающийся сценарий», который предполагает продолжение тенденции активизации глобальных действий по борьбе с изменением климата. В соответствии с развивающимся сценарием добыча сырой нефти в Канаде должна вырасти на 18% до пика в 5,8 млн баррелей в сутки в 2039 году. Строящиеся крупные проекты трубопроводов сырой нефти смогут учесть весь будущий рост добычи в обоих сценариях. 

Канадцы оптимистично оценивают перспективы нефти на ближайшие десятилетия. С ними солидарны в Rystad Energy: «Мир уверенно идет к тому, чтобы исчерпать запасы нефти и столкнуться с проблемой удовлетворения своих потребностей в период до 2050 года, несмотря на снижение спроса из-за последствий пандемии Covid-19 и ускоряющегося перехода к возобновляемым источникам энергии».

Материал подготовлен
Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)