Фото: stock.adobe.com

Прогнозы объемов добычи и цен на нефть, особенно на долгосрочный период, представляют интерес сами по себе как примеры экономического анализа, подтверждающие или опровергающие некие теоретические представления. К тому же срок их проверки — всего несколько лет, — достаточно короток, чтобы появилась богатая пища для размышления о причинах удачи или неудачи. 

Сегодня мы представим несколько небезынтересных прогнозов.

По мнению Бассама Фаттуха (Bassam Fattouh) и Андреаса Эконому (Andreas Economou) из The Oxford institute for enegy studies (OIES), изложенному в статье «Восстановление нефтяного рынка и баланс рисков», будущее рынка будет определять баланс между снижением со стороны предложения и медленным темпом восстановления спроса. Это распространенная точка зрения. 

Однако при анализе зависимости цены нефти от баланса предложения/спроса следует учитывать, что в связи с практически абсолютно независимым от нее спросом на нефтепродукты основную роль в установлении цены играют финансовые рынки, поведение которых предсказать невозможно.  И второе — за последние четверть века не было момента, чтобы на рынке был недостаток сырья. Когда потребителям требовалось топливо, всегда находился его источник. 

Для объяснения движения цены нефти в прошлом году авторы предлагают такой график.

Следует оценить смелость авторов, включивших в график цены нефти оценку таких параметров, как «геополитика» и «спекуляции», причем приписав им заметные доли, в некоторые месяцы играют определяющую роль. Это, наверное, первая подобная попытка. Авторы не комментируют методику оценки этих параметров.

Колебания спроса в годовом исчислении между 2020 и 2021 годами, считают Фаттух и Эконому, могут быть потенциально очень большими — от -8,6 млн барр./сут. в 2020 году почти до 6 млн барр./сут. в 2021 году. При этом колебания предложения, особенно из стран, не входящих в альянс ОПЕК+, авторы оценивают как более сдержанные из-за сокращения инвестиций и существующих ограничений.

Авторы проводили  свои расчеты в конце прошлого года, поэтому они не могли учесть январский жест стран ОПЕК во главе с Саудовской Аравией, обещавших добровольно снизить свою добычу в феврале-марте на 1,4 млн барр./сут. С учетом этого жеста они более-менее угадали ближайшие колебания цены. Фаттух и Эконому пишут: 

— Наши результаты показывают, что, продлив текущее сокращение при базовом снижении/росте (-8,6% в 2020 году и 5,9% в 2021 году) и в предположении 3-месячного продления текущего сокращения добычи, ОПЕК+ сможет удержать цены на нефть в диапазоне $40-45/барр. в первом полугодии 2021. Интересно, что в обоих сценариях (прекращение сокращения или продление сокращения на 3 месяца) дефицит рынка сохраняется на протяжении всего нашего прогноза. <…> Если же спрос восстановится быстрее, чем ожидалось из-за широкой доступности эффективной вакцины, цена на нефть, по прогнозам, будет умеренно расти (до $4 за баррель в год) в рамках сценария расширения, поскольку любое ралли все еще будет ограничено существующими запасами.

Сместите кривую на рис. 5 с добровольным сокращение ОПЕК (deeper cuts) на три месяца назад, и совпадение предсказанных и реальных цен будет почти полным. Даже не верится. 

Интересно, что все три кривые (базовый сценарий, продолжение сокращения и дополнительное сокращение) сливаются к концу 2022 года на цене около $60/барр., что совпадает с консенсусной оценкой большинства аналитиков одно-двух месячной давности. 

Но возможен и негативный вариант, предупреждают авторы: если страны ОПЕК+ не будут соблюдать соглашение , цена нефти будет на $10/барр. ниже. 

Несоблюдение квот ОПЕК+ вызовет тот же эффект, что и дополнительные миллионы баррелей, которые могут выбросить на рынок страны, не входящие в альянс. 

В Ливии, хоть и с перерывами, добыча колеблется около 1 млн барр./сут. В Канаде правительство Альберты отменило 20% ограничение добычи, введенное в начале пандемии. Норвегия собирается увеличить добычу нефти в стране в 2021 году на 3,6% до 1,76 млн барр/сут. Что-то добавят Бразилия и Гайана. 

Неизвестно, как поведут себя американские сланцевики. От них ждут возврата денег акционерам и сдерживания добычи, но под угрозой репрессий со стороны новой администрации они могут принять совсем другое решение – качать нефть, пока возможно, ведь неизвестно, что будет завтра. А от банкротства в США не умирают.

В Glenloch Energy также считают, что низкие эксплуатационные расходы на существующих месторождениях будут иметь большее значение для компаний, занимающихся разведкой и добычей, чем низкие цены безубыточности за жизненный цикл, и в этих условиях сланцы США станут предпочтительным активом, учитывая их короткий цикл и быструю окупаемость.

Наиболее значительный рост экспорта нефти ожидают от Ирана. Он и так с помощью Китая увеличил экспорт чуть ли не до 700 тыс. барр./сут. А сейчас грозится выкинуть на рынок еще от 1 до 2 млн барр./сут. Прогнозы путают и накопленные резервы нефти в хранилищах. В США до нижней границы среднего пятилетнего значение остается не менее 50 млн баррелей. 

По оценкам Argus, объем остатков нефти и нефтепродуктов в сухопутных хранилищах США, Японии, 15 первых стран – членов ЕС и Норвегии на 130 млн баррелей выше, чем годом ранее, ввиду избыточных объемов, накопленных за период пандемии Covid-19. На долю нефтепродуктов приходится 70 млн баррелей прироста запасов, большая часть из которых находится в европейских хранилищах. В декабре, месяце католического Рождества и Нового года, сообщает Argus, запасы нефти и нефтепродуктов снизились относительно ноября почти на 45 млн баррелей. Но это не значит, что они и дальше будут снижаться с такой скоростью. Занятно, но сокращение арабами добычи на 1,4 млн барр./сут. неплохо совпадает с трехмесячным прогнозом расходования излишних запасов. 

В работе «Спрос на нефть в период энергетического перехода» (Oil Demand Through The Energy Transition) аналитики Glenloch Energy выполнили работу, мимо которой никак нельзя пройти мимо. Построенный ими график объединил прогнозы все значимых мировых аналитических агентств и вполне заслуживает быть размещенным в рамочку над рабочим столом каждого аналитика.

Сравнение долгосрочных прогнозов спроса на нефть

Диапазон прогнозируемого спроса на нефть к 2050 году колеблется от 25 до 130 млн баррелей в день! 

Аналитики Glenloch справедливо указывают, что основная проблема при оценке этих прогнозов заключается в том, что базовые допущения, лежащие в их основе, не объясняются. А в серьезной науке самое ценное именно это — точное изложение принятых допущений, начальных и граничных условий и методики расчета. Или таких методик нет, или они засекречены, как происхождение коронавируса.

Тем не менее на краткосрочные прогнозы можно полагаться, особенно если они не предвещают какой-то экзотики. Вот, к примеру, спокойный прогноз Rystad Energy на ближайшие два года. 

К 2025 году аналитики Rystad Energy прогнозируют достижение пикового потребления нефти в мире на уровне 101,3 млн барр./сут. и выход на плато до 2030 г. К 2050 году прогнозируется снижение мирового спроса на нефть до 62,5 млн барр./сут. (цит. по телеграмм-каналу АЦ ТЭК. Аналитика, [29.01.21 19:45]).

В Wood Mackenzie на краткосрочную перспективу также дают спокойный прогноз: спрос на нефть снова превысит 100 млн барр./сут. только концу 2022 года. 

В Rystad Energy полагают, что с мая и до конца 2021 года коммерческие запасы нефти будут стабильно сокращаться, но мировой спрос будет повышаться до 2028 года. Естественный вопрос, с какой бы стати ему потом начать сокращаться? Этот вопрос уместен для всех прогнозов с пиком потребления.

Почти во всех анализах сокращение потребления нефти связывают с сокращением потребления топлива автотранспортом. Но прогнозы по росту парка электромобилей и подключаемых гибридов не выглядят убедительно. По последним данным аналитической компании IHS Markit, впервые в прошлом году в США на долю внедорожников пришлась половина или чуть больше половины всех проданных автомобилей. Другие быстро догоняют. В период с 2010 по 2019 год доля внедорожников в общем объеме продаж автомобилей в Китае подскочила с 14% до 44%. В Европе — выросла с 10% до 36%. 

При этом на фоне снижения объема мировых продаж автомобилей в 2020 году примерно на 14%, рост мировых продаж электромобилей составил более 40%. В результате, сообщает МЭА, сегодня во всем мире используется более 10 млн электромобилей. Но доля продаж электромобилей в общем объеме продаж автомобилей составляет лишь одну десятую от продаж обычных авто. Согласно же правилам математики, чтобы доля электромобилей на рынке росла, их продажи должны составлять больше половины, а до этого еще очень далеко.

Происходит нормальная сегментация рынка: владельцам загородных домов нужны большие мощные машины, запертым в квартирах горожанам удобнее электромобиль, как минимум, не надо каждый сезон менять масло. Скорее всего, скоро рост продаж электромобилей достигнет некоего порогового уровня, на котором и останется на долгие годы. Поэтому потребление нефтепродуктов в среднесрочной перспективе будет больше зависеть от экономической ситуации и ковидных ограничений. 

Если с прогнозом сбыта фантазии аналитиков сильно расходятся, то ситуация с ценой определеннее. Вот октябрьский график Rystad Energy. 

Стоимость добычи оставшихся ресурсов жидких углеводородов

Показательна эволюция оценок Rystad. В 2014 году там подсчитали, что требуемая цена нефти для добычи 100 млн барр./сут. в 2025 году будет близка к $90/барр. В 2018 году оценка была пересмотрена примерно до $55/барр.

В 2014 году Rystad оценила общий потенциал добычи жидких углеводородов на 2025 год всего в 105 млн барр./сут. В 2018 году это цифра выросла до 115 млн. Однако с 2018 года Rystad снова снизила потенциал – уже до 108 млн барр./сут.

На сегодня оценки Rystad Energy показывают, что средняя цена безубыточности для всех проектов, не находящихся под санкциями, составляет около $50/барр. Это на 10% меньше, чем в 2018 году, и на 35% процентов меньше, чем оценка 2014 года.

Из графика Rystad следует еще одно важное заключение: нефти со средней стоимостью добычи $23/барр. при нынешних темпах добычи хватит примерно на 25 лет (левый нижний оранжевый прямоугольник). Даже если норвежцы ошиблись в два раза, то все равно в ближайшие лет 10 мир может не волноваться насчет нехватки нефти или ее слишком большой цены (если, конечно, не постараются биржевые спекулянты). 

Волноваться стоит лишь об одном показателе — EROEI, отдача на вложенную энергию. Этот показатель сложно посчитать, так как его неявно искажает финансовая политика центробанков и налоговая политика государств. В одном из самых серьезных исследований нефтяных проблем Oil and Economic Growth («Нефть и экономический рост»), представленном управляющим директором аналитической компании Douglas-Westwood Стивеном Копицем (Steven Kopits), приведен такой график:

Нефтяные мейджоры: капитальные затраты и добыча нефти

По данным автора, в 2005–2006 гг. добыча начала падать при растущих капитальных затратах. Работа была опубликована в 2014 году. С тех пор многие цифры изменились, но сам вопрос не потерял актуальности: эра нефти закончится не тогда, когда все люди пересядут на электромобили, а когда суммарная энергия, затраченная на добычу барреля, станет больше, чем энергия, содержащаяся в этом барреле. 

Сегодня говорить об этом еще рано. Но после неизбежного финансового шторма, который вернет рынку естественные цены, мы узнаем много нового о стоимости нефти, угля, газа и, самое главное, реальной стоимости солнечных панелей и ветрогенераторов.

Материал подготовлен
Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)