Феномен Прикарпатья
Газ на территории современной Украины появился в середине XIX века – он был коксовым (каменноугольным), производился из карпатского и донбасского антрацита и использовался для уличного освещения сначала во Львове и Одессе, а затем в Харькове, Киеве и Черновцах.
Первое появление природного газа на Украине в ее нынешних границах произошло в 1912 году при разбуривании Бориславского месторождения в Прикарпатском регионе – одном из старейших нефтегазоносных районов Европы и мира, в тот период входившем в Австро-Венгерскую империю. Как ни парадоксально, но в тот период газ считался… нежелательным побочным продуктом, усложнявшим бурение скважин и разработку месторождений.
После окончания Первой Мировой войны и распада Австро-Венгрии Прикарпатье вошло в состав Польши (Речь Посполита). Вскоре, в 1920 году, возле села Дашава Львовского воеводства в процессе бурения соляных скважин было открыто крупное газовое месторождение. В следующем году месторождение было введено в эксплуатацию; его начальные извлекаемые запасы составили 13 млрд кубометров природного газа.
К тому времени с газом уже научились справляться. В 1922 году был введен в эксплуатацию газопровод Дашава — Стрый протяженностью 14 км, вскоре продленный еще на 40 км до Стебника. В 1929 году был построен 68-километровый газопровод Дашава — Львов, и через 10 лет, когда Западная Украина вошла в состав СССР, прикарпатские Львов, Дрогобыч, Борислав, Стрый, Стебник, Жидачев, Ходоров, Моршин, Болехов и Долина оказались единственными городами Советского Союза, газифицированными с применением природного газа.
Уточним, что в тот период столицы – Москва и Ленинград — газифицировались на основе синтез-газа (там были построены несколько соответствующих заводов), а донбасские города Лисичанск, Горловка, Макеевка и Донецк – с помощью коксового газа, получаемого в ходе подземной газификации угля (эта технология была разработана в конце XIX века великим химиком Дмитрием Менделеевым).
Но вернемся в Прикарпатье, поскольку до войны основные «газовые» события происходили именно здесь. В 30-е годы в Стрыйском, Николаевском и Дрогобычском повятах (районах) были введены в эксплуатацию несколько новых газовых месторождений, включая Угерское, Косовское и Опорское, и добыча природного газа здесь достигла 400 млн кубометров в год. Тогда же был сооружен газопровод Опоры — Борислав, и общая длина газотранспортной сети в регионе превысила 300 км.
Труба до Киева доведет
Анастас Микоян вспоминал: «Когда Западная Украина была присоединена к Украине, из доклада Хрущева Сталин узнал, что там развито производство натурального газа… Сталин ухватился сразу же за этот газ — он для него стал каким-то новым фетишем».
Соответственно, вскоре была актуализирована программа развития газовой инфраструктуры Прикарпатья, предусматривавшая развитие трубопроводной сети, дальнейшую газификацию густонаселенного и стратегически важного региона и постройку сразу трех крупнотоннажных заводов по переработке газа — в Дашаве, Опорах и Калуше. В рамках этой программы в апреле 1941 года, в канун войны было завершено строительство газопровода Дашава — Львов длиной 72 км и диаметром 12 дюймов, без компрессорных станций (газ шел самотеком).
Для энергичных руководителей молодой (можно даже сказать «новорожденной») газовой отрасли локальный трубопровод Дашава – Львов был своеобразной «разминкой» — они мыслили масштабно и перспективно. В начале 1941 года заместитель начальника Главнефтегаза Юлий Боксерман направил в союзный Совнарком докладную записку о том, что доказанные запасы прикарпатского газа позволяют произвести газификацию Киева и прилегающих к нему районов (годовая потребность украинской столицы в газе определялась в 450 млн кубометров).
Боксерман писал: «Для подачи указанного количества газа необходимо строительство газопровода длиной 550-600 км, диаметром 18 дюймов и газонаполнительных станций вдоль трассы газопровода для перевода работы автотранспорта с бензина на газ. Количество труб, потребное для сооружения указанного газопровода — 60 тыс. тонн, ориентировочная стоимость — 120 млн рублей. Стоимость франко-потребитель — 2,5-3 коп. за кубометр, или 21-27 руб. за тонну условного топлива. Сроки строительства: начало — IV квартал 1941 года, окончание — II квартал 1943 года».
К этому документу прилагался проект совместного постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О развитии добычи природных газов в УССР и строительстве газопровода Дашава — Киев». С большой долей вероятности столь нужный, продуманный и обеспеченный ресурсами проект имел все шансы начаться в 1941 году, но помешала Великая Отечественная война.
Первый экспорт
В феврале 1943 года, за полгода до начала Донбасской стратегической наступательной операции (!), были приняты два исторических решения – о восстановлении угольных шахт Донбасса и об открытии школ в освобожденных районах Украинской ССР. Так началось восстановление Донбасса, к концу года принявшее широкий размах. Параллельно с восстановлением шахт (сначала заработали уцелевшие луганские шахты, потом донецкие) приводилась в порядок и довольно развитая система газификации угля (отметим, что все руководство газовой отрасли – В.А. Матвеев, Ю.И. Боксерман, П.В. Скафа и ряд других «отцов-основателей» советской газовой индустрии были выходцами с Донбасса и специалистами по газификации угля).
В сентябре 1943 года правительство Украины переехало в Харьков, а через 4 месяца — в Киев. В конце июля 1944 года были освобождены Львов и Станислав (с 1962 года – Ивано-Франковск), в течение последующей декады – Дрогобыч, Стрый и Дашава, после чего началось восстановление местных нефтегазовых промыслов, НПЗ, трубопроводной сети и газового хозяйства.
После изгнания немцев экономика Украины находилась в тяжелейшем состоянии. Если до войны республика давала 20% общесоюзного производства (в том числе более 60% железной руды и чугуна, половину угля, стали и сельхозмашин и четверть электроэнергии), то в 1944 году – всего 2%, то есть, в 10 раз меньше. Потери Украинской ССР в войне имели катастрофический масштаб: материальный ущерб составил 40% от общесоюзного, убыль населения – 14 млн человек (с 41 млн до 27 млн); из этого количества 10 млн человек (включая 1,5 млн евреев) погибли и умерли от ран, травм и отсутствия медицинской помощи.
На этом ужасном фоне состояние прикарпатских нефтегазовых промыслов было удовлетворительным – большинство из них были вполне работоспособными, и исправно производили продукцию. Более того, немецкие оккупанты, принципиально не занимавшиеся развитием оккупированных славянских территорий, настолько остро нуждались в углеводородах, что организовали строительство 260-километрового газопровода от Опор через Самбор и Перемышль в Сталеву Волю (Жешувское воеводство Польши).
Соответственно, в марте 1945 года восстановленный трест «Укргаз» впервые в истории советской газовой промышленности начал по этому трубопроводу экспорт сырья. До конца 1945 года через пункт передачи газа в селе Дроздовичи Мостиского района Львовской области в Польшу было поставлено 75 млн кубометров газа. Кстати, Дроздовичский «пограничный» пункт с газоизмерительной станцией работал до самого последнего времени (до 1 января 2025 года), обеспечивая транзит российского газа для польских и других европейских потребителей.
Ускорение и торможение
Пришло время и для реализации мега-проекта. 29 декабря 1944 года Государственный комитет обороны СССР (чрезвычайный орган управления страной в военное время) принял постановление «О подготовке строительства газопровода Дашава — Киев».
Сначала дело пошло быстро — был актуализирован практически готовый технический проект и создана оргструктура – управление строительства в Киеве и территориальные строительно-монтажные управления в местах размещения компрессорных станций — Тернополе, Красилове Проскуровской области (с 1954 года – Хмельницкой) и Бердичеве Житомирской области.
А затем, увы, дала о себе знать грубая кадровая ошибка: начальник стройки Н.И. Дворников по непонятным причинам повел себя деструктивно – как установила комиссия Наркомата госконтроля УССР, «…он уволил почти всех специалистов, мобилизованных Киевским горкомом и ЦК ВКП(б)У, даже секретаря парторганизации и председателя месткома. Так, из Управления строительством уволены 40 человек, включая ведущих инженеров; из Бердичевского управления уволен личный состав полностью — 43 человека во главе с начальником… Уволенные даже не зачислены в резерв Главгазтоппрома, как будто бы строительство газопровода Дашава — Киев ликвидировано».
Вскоре, помимо фактов административного произвола, вскрылись и хищения госсобственности на сумму более двух миллионов рублей (по тем временам – особо крупный размер). В конце 1945 года Дворников вместе с несколькими подчиненными были уволены и отданы под суд, а стройка остановилась, чтобы возобновиться в августе 1946 года, уже после запускапервенца советского магистрального газотранспорта – 830-километрового трубопровода Саратов – Москва (см. материалы «Первая труба – самая трудная» и «Топливо для столицы».)
С саратовской на дашавскую трассу были переброшены специализированные организации Главтрубопроводстроя и строительные подразделения НКВД во главе с новым начальником строительства генерал-майором инженерно-технической службы Василием Пачкиным. Кроме того, для земляных и линейных работ на трассе широко привлекались стройбатовцы и мобилизованные колхозники из окрестных деревень.
На старте строительства были потеряны почти полтора года, но затем стройка резко ускорилась, в том числе за счет уменьшения глубины траншей – с 2,5 м (такой параметр был заложен в техпроект трассы Саратов – Москва) до 0,75 – 1 м. Существенно усовершенствовали и сварку труб путем применения новейшей на тот период техники — газопрессовыми установками для автоматической сварки труб под давлением и современными электросварочными аппаратами.
Материальную базу трубопровода Дашава – Киев обеспечивали как импортеры по линии Международной организации помощи и восстановления — UNRRA (United Nation Relief and Rehabilitation Administration) и предприятия из социалистических стран, так и отечественные производители. В частности, примерно половина труб полуметрового диаметра поступила из США и Чехословакии, а другую половину поставилМариупольский трубопрокатный завод имени В.В. Куйбышева. Парк роторных экскаваторов (траншеекопателей) тоже был смешанным — старательно рыли украинский чернозем и американские Caterpillar, и машины Челябинского тракторного завода. Трубоукладчики и машины для изоляции труб были американскими, агазоперекачивающие агрегаты – советскими (правда, газомоторные компрессоры марки 10ГК производства Горьковского завода «Двигатель революции» были точной копией американских Cooper Bessemer).
Газ вместо угля
В октябре 1948 года 510-километровый газопровод, самый мощный в Европе, был построен. За 26 месяцев трубу протянули через 24 реки, 36 железных и 46 шоссейных дорог, 140 болотин и балок (оврагов). Одновременно с трубой возвели 573 км воздушных линий связи с 57 селекторными пунктами, 49 домов линейных обходчиков, 3 аварийно-ремонтных пункта и здания районных управлений в Гнездичеве (Львовская область), Тернополе, Красилове, Бердичеве и Киеве.
В ноябре Киев, Тернополь (крупный город, областной центр) и другие населенные пункты вдоль трассы трубы получили газ в общем объеме до 1,5 млн кубометров в сутки.
Киев достойно подготовился к приему дашавского газа – в кратчайшие сроки в городе были проложены 150 км основных газовых сетей (не считая внутренней разводки в зданиях), в котельных переоборудованы топки. Бытовые газовые плиты для граждан и организаций общепита поставил Тульский комбайновый завод (московский, ленинградский и львовский заводы газовой аппаратуры еще только строились). Первыми полностью газифицированными объектами Киева стали 2 электростанции, 5 заводов, а также «доходный дом купца Мороза» на Владимирской улице — самое престижное жилое здание украинской столицы.
Для сильно разрушенного войной Киева перевод городской промышленности и коммуналки на газовое топливо было событием огромной значимости. Помимо удобства и энергоэффективности, существенно улучшилась экология – город перестал сжигать огромное количество угля – 1 млн тонн в год!
Развивалась газотранспортная сеть и в восточном направлении – в 1947 году был пущен в эксплуатацию 110-километровый трубопровод Дашава – Калуш – Галич — Дубовцы, позволивший газифицировать значительную часть Станиславской (Ивано-Франковской) области.
Большую роль в газификации Украины сыграл Никита Хрущев, совмещавший сразу три должности – партийного лидера Украины и Киевской области, а также председателя республиканского Совета Министров.
От Дашавы до Москвы
В 1948 году в Прикарпатье было открыто новое крупное газовое месторождение — Бильче-Волицкое (Николаевский район, 50 км от Львова), и объем добычи газа в регионе превысил 1,5 млрд кубометров год, а затем еще почти удвоился за счет пуска в эксплуатацию Хидновицкого, Гриневского, Малогорожанского, Свидницкого, Южно-Угерского и ряда других месторождений. Это сформировало ресурсную базу для поставки дополнительных объемов газа в Киев и подачи «голубого топлива» в Москву из расчета 4 млн кубометров в сутки для украинских потребителей и 4,5 млн кубометров – для российских (в первую очередь, московских).
Так возник проект сверхдальнего 1300-километрового магистрального трубопровода Дашава – Киев – Брянск – Москва (ДКБМ) пропускной способностью — 2 млрд кубометров газа в год. 15 августа 1949 года было принято постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по обеспечению строительства первой очереди газопровода Дашава — Киев — Брянск — Москва». Спустя 28 месяцев, в декабре 1951 года, документ был выполнен – Москва получила дашавский газ, который использовала, в основном, в качестве газобаллонного топлива (компримирование производилось на заводе «Нефтегаз-1»).
Тогда же, в 1951 году, на карте Подмосковья возник поселок Газопровод, генплан которого, как и все сооружения ДКБМ, спроектировал «УкрГИПРОгазтоппром»; на несколько десятилетий этот поселок стал «домом» отечественной газотранспортной отрасли, и сейчас здесь по-прежнему расположены несколько подразделений «Газпрома».
На максимальный объем прокачки ДКБМ вышел в 1959 году с пуском на полную мощность всех компрессорных станций. В 1966 году трубопровод стал работать как распределительный, а затем был переключен на реверс, и газ пошел в обратном направлении — с востока на запад, с подключением к межгосударственной магистрали «Братство» (Долина – Ужгород — Западная граница – Чехословакия — Австрия). В 1974 году эта трасса была продлена до Италии с ответвлениями на Венгрию и Болгарию (через территорию Румынии).
В настоящее время (спустя почти 80 лет после начала строительства!) часть исторической магистрали (участок Дашава — Киев) находится в рабочем состоянии и обеспечивает поставку газа в Киевскую, Житомирскую и Тернопольскую области.
Надо отметить, в течение 15 послевоенных лет Прикарпатье было основным газодобывающим регионом СССР – так, в 1955 году Стрыйское газопромысловое управление производственного объединения «Укргаз» обеспечивало половину общесоюзного объема добычи газа (3 из 6 млрд кубометров в год). Это позволило построить еще одну сверхдальнюю, 2000-километровую, магистраль – Дашава – Минск – Вильнюс — Рига (с ответвлением на Клайпеду) и газифицировать столицы сразу трех союзных республик – Белоруссии, Литвы и Латвии (Эстония снабжалась местным сланцевым газом). Кроме того, была построена новая экспортная трасса, по которой газ Рудковского месторождения поступил в Польшу.
Герои трудового фронта

Леонид Романович Корниец (1901 — 1969) родился в городе Бобринец Елисаветградского уезда Херсонской губернии (ныне – в составе Кропивницкого района Кировоградской области Украины), в семье служащего. Окончил церковно-парафийную школу, четырехклассное начальное училище, профессионально-технической школы и первый курс Бакинского политехнического института. С 1917 года работал чернорабочим, батраком, мотористом слесарно-механических мастерских, помощником учителя. Затем чередовал работу в образовательной сфере, партийных и советских органах Восточной Украины.
С 1933 года работал вторым секретарем Долинского райкома Компартии Украины (ныне – Кировоградская область), с 1936 года – первым секретарем Магдалиновского райкома (Днепропетровская область), с 1937 года — первым секретарем Мелитопольского райкома (ныне – Запорожская область). С февраля по июль 1938 года исполнял обязанности второго секретаря Днепропетровского обкома компартии Украины, затем в течение года был председателем Президиума Верховного Совета Украинской ССР (должность учреждена).
С июля 1939 года – председатель Совета народных комиссаров (правительства) УССР. Практически сразу приступил к решению главной на тот момент задачи — советизации присоединенных в сентябре 1939 года западноукраинских областей – Волынской, Ровненской, Тернопольской, Станиславской (Ивано-Франковской) и Львовской; в июле 1940 года, после присоединения Северной Буковины, к ним добавилась Черновицкая область.
В годы Великой Отечественной войны Корниец был одним из организаторов эвакуации украинской промышленности на восток, а также развертывания партизанской и подпольной борьбы на оккупированной территории УССР. Кроме того, с июля 1941 по октябрь 1942 года он был членом Военных советов Южного и Северо-Кавказского фронтов и Черноморской группы войск.
В феврале 1944 года Корниец был понижен до первого заместителя главы правительства республики. В этот период главной задачей правительства УССР стало восстановление практически полностью разрушенной экономики республики. За неполных 6 лет, по итогам 1949 года Украина в целом вышла на довоенный уровень производства. Доля украинских угля, руды, чугуна и стали в общесоюзном балансе несколько сократилась, но зато республика производила половину общесоюзной продукции тяжелого машиностроения. Кроме того, выросли удельные показатели сельскохозяйственного производства – 60% сахара, треть сбора фруктов и свиного поголовья, четверть поголовья крупного рогатого скота.
В 1950 году Корниец был назначен заместителем председателя Совета Министров УССР, в 1953 году — министром заготовок СССР, в 1956 году — министром хлебопродуктов СССР, в 1961 году — первым заместителем председателя, а с 1963 года — председателем Государственного комитета заготовок СССР.
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Богдана Хмельницкого и Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени и медалями.

Петр Владимирович Скафа (1910 — 1988) родился на руднике Ветка (ныне находится в городской черте Донецка). Окончил неполную среднюю школу и школу обучения промышленным специальностям, после чего работал электрослесарем на шахте. В 1932 году окончил Донецкий углехимический институт по специальности «инженер-технолог», затем учился в аспирантуре, заведовал лабораторией и учебной частью вуза. С 1934 года главный инженер и директор Горловской станции «Подземгаз», где создал и внедрил передовую технологию получения искусственного газа из каменного угля поточным методом. В этот период стал прототипом одного из главных героев романа «Иначе жить не стоит» известной советской писательницы Веры Кетлинской.
С 1939 года — главный инженер Главуглегаза Наркомуглепрома СССР, с 1943 года — заместитель начальника Главгазтоппрома, с 1949 года — заместитель начальника Главгаза, с 1965 года — главный инженер Главгазпереработки Мингазпрома СССР, с 1968 года – директор Всесоюзного промышленного объединения «Союзгазификация», с 1972 года – директор Всесоюзного объединения «Союззагрангаз», строившего нефтегазовые объекты в Анголе, Афганистане, Монголии, Венгрии, Вьетнаме, Индии, Ираке, Ливии, Нигерии, Румынии, Сирии и Финляндии.
Кандидат технических наук (1964), автор 16 изобретений. Лауреат Сталинской премии (1941). Награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени (дважды) и медалями.

Сергей Александрович Джобадзе (1909 — 1980) родился в Тифлисе (Тбилиси) в семье железнодорожного служащего. В 1926 году окончил школу-десятилетку, после чего работал в аккумуляторном отделении радиолаборатории Закавказской железной дороги.
В 1934 году окончил Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева, затем преподавал на кафедре коксования Донецкого металлургического института, заведовал лабораторией, вел научно-исследовательскую работу на производстве и преподавал на курсах усовершенствования руководящего состава кадров промышленности (читал курс коксования угля). С 1935 года работал на Ново-Макеевском коксохимическом заводе заместителем начальника и начальником коксового цеха, начальником производственно-химического отдела и заместителем технического директора. В июле 1938 года был незаконно арестован по сфабрикованному обвинению; в апреле 1940 года следствие было прекращено.
С сентября 1940 года — старший инженер отдела искусственного жидкого топлива ГИПРОгаза Наркомнефтепрома СССР. С июля 1941 года как специалист по взрывчатым веществам служил инструктором штаба истребительных батальонов Москвы и Московской области, готовил партизанские и разведывательно-диверсионные группы для работы в тылу врага.
С ноября 1943 года — начальник сектора спецтехнадзора Главгазтоппрома СССР, с сентября 1944 года во главе группы специалистов восстанавливал газовые промыслы и газопроводы в Прикарпатье, одновременно руководил Львовским нефтегазовым техникумом. С февраля 1945 года – директор строящегося газопровода Саратов – Москва, с 1946 года – начальник, затем заместитель начальника Управления эксплуатации газопровода Саратов-Москва.
С 1952 года — руководитель Дирекции строящихся газопроводов Главгаза СССР, с 1955 года — директор Щекинского газового завода (Тульская область). 9 мая 1957 года по инициативе Джобадзе в поселке Первомайский Щекинского района был зажжен первый в СССР вечный огонь на мемориале павшим воинам Великой Отечественной войны. С 1962 года — главный специалист Государственного комитета по науке и технике СССР.
Кандидат технических наук (1958), Заслуженный химик РСФСР (1979), автор многих изобретений и научных публикаций, а также ряда художественных произведений. Лауреат Сталинской премии. Награжден орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени (дважды), Красной Звезды и медалями.
Самуил Моисеевич Крайзельман (1917 — 2005) родился в городе Новогеоргиевск Александрийского уезда Херсонской губернии (в 1961 году после сооружения Кременчугской ГЭС город был затоплен) в семье военного врача. В 1940 году окончил Московский энергетический институт, затем работал инженером на реконструкции Волго-Балтийского водного пути, и начальником проектно-технического отделения Верхне-Шекснинского строительного управления (Вологодская область).
С начала Великой Отечественной войны — в действующей армии; воевал на Юго-Западном, Брянском, Воронежском и Донском фронтах в звании инженер-капитана. В январе 1943 года откомандирован на строительство 680-километрового керосинопровода Астрахань – Сайханы – Урбах — Саратов в должности главного инженера особого строительно-монтажного управления. С 1944 года — главный инженер строительства газопровода Курдюм — Князевка, с 1945 года — главный механик строительного района, затем старший инженер технического отдела Управления строительства газопровода Саратов — Москва.
С 1946 года — главный механик Управления строительства трубопроводов Главнефтегазстроя, затем Главнефтепроводстроя и Главгаза, с 1956 года — главный инженер Управления механизации работ Главгаза, с 1965 года — главный инженер Главного управления специальных и монтажных работ Мингазпрома СССР, с 1972 года — начальник Главного производственно-распорядительного управления Миннефтегазстроя СССР, с 1991 года — советник председателя ОАО «Роснефтегазстрой».
Внес большой вклад в организацию и механизацию строительства магистральных газопроводов и газоперерабатывающих заводов, в проектирование и производство отечественной трубопроводной техники — роторных экскаваторов, трубоукладчиков, трубогибочных, очистных и изоляционных машин; был инициатором создания СКБ «Газстроймашина» и его Киевского филиала.
Автор более 50 научных работ, включая две монографии и учебник «Монтаж и сварка магистральных трубопроводов» (1956). Лауреат Государственной премии СССР (1987), Заслуженный строитель РСФСР. Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды, «Знак Почета» (дважды) и медалями.
Алексей Николаевич Юрышев (1910 — 1987) родился в городе Солигалич Костромской губернии. Окончил неполную среднюю школу, Московский политехникум и инженерно-строительный факультет Военно-инженерной академии (в 1934 году), после чего был командирован на Дальний Восток, где строил базы для хранения горючего.
С 1942 года – главный инженер строительства керосинопровода Астрахань — Саратов, с 1945 года — главный инженер Управления строительства магистрального газопровода Дашава – Киев, с 1949 года — управляющий трестом «Укргазнефтестрой», с 1952 года — заместитель начальника, начальник Главнефтепроводстроя, с 1957 года — начальник Управления по строительству газопроводов Главгаза, затем Мингазпрома.
Лауреат Сталинской премии, награжден орденами Ленина (дважды), Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями, а также Большим Командорским орденом Возрождения Польши.

Павел Александрович Строн (1909 — 1979) родился в Грозном в семье рабочего-железнодорожника. В 1928 году окончил школу 2-й ступени в Гяндже (Азербайджанская ССР), затем работал буровиком на Ново-Грозненском промысле треста «Грознефть».
В 1934 году окончил Грозненский нефтяной институт, после чего работал в объединении «Азнефть» сменным инженером треста «Азизбековнефть» (промысел Кала), главным инженером и начальником конторы бурения треста «Артемнефть» (морской промысел на острове Артема), главным инженером и начальником производственно-технического отдела треста «Азнефтеразведка».
С 1939 года — начальник Западно-Сибирской буровой партии треста «Трансводстрой» (Петропавловск Казахской ССР), с 1940 года — начальник союзной конторы «Трансбурвод»; в ходе строительства оборонительных укреплений под Москвой был ранен во время бомбежки. С 1943 года — начальник бурового отдела Главнефтегаза, затем Главгазтоппрома. С 1944 года – главный инженер треста «Саратовгаз»; в этот период был командирован в Румынию для работы в репарационной комиссии.
С 1946 года – главный инженер объединения «Укргаз», с 1950 года — слушатель Академии нефтяной промышленности, с 1952 года – главный инженер треста «Бугульманефтегазразведка», с 1953 – главный инженер треста «Татбурнефть», с 1956 года – главный инженер треста «Монголнефть», с 1964 года — начальник Управления нефтяной и газовой промышленности Харьковского совнархоза.
Лауреат Сталинской премии (1950, за открытие газовых месторождений в Прикарпатье).
Григорий Волчек