Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик признал критическое состояние газотранспортной системы (ГТС) страны.

«Мы можем дойти до того, что «Укртрансгаз» может быть технически не готов к прокачке газа. Если система будет не готова, это будет катастрофа», — сказал Насалик в эфире местной телекомпании. Он обвинил во всем топ-менеджмент «Нафтогаза Украины», который сокращает инвестиции в газотранспортную систему.

В компании «Укртрансгаз» ранее отметили, что из-за нежелания «Нафтогаза» инвестировать в ГТС Украины якобы по причине рисков, связанных со строительством Россией газопроводов в обход Украины, страна может оказаться неготовой к зимнему периоду.

В свою очередь, «Нафтогаз» продолжает настаивать, что украинская ГТС всегда готова к транзиту газа. По словам коммерческого директора компании Юрия Витренко, основания говорить о рисках для транзита газа по территории Украины отсутствуют, поскольку капитальные вложения «Нафтогаза» в ГТС только растут. Как сообщил Витренко, украинская газовая компания в 2017 году намерена увеличить инвестиции в модернизацию ГТС в 2,5 раза. По итогам I полугодия текущего года «Нафтогаз» перевыполнил инвестирование в газотранспортную систему на 3%.

«С нашей точки зрения нет никаких оснований переживать относительно надежности работы украинской ГТС», — сказал Витренко, заверив, что Киев гарантирует бесперебойную транспортировку российского топлива в страны Евросоюза.

Состояние ГТС Украины беспокоит и Россию. «Минэнерго России из года в год говорит об изношенности украинской ГТО, недостаточных инвестициях в ее модернизацию и рисках транзита», — цитирует РИА Новости сообщение Минэнерго. В сообщении уточняется, что российская сторона регулярно обсуждает эту ситуацию с вице-президентом Еврокомиссии по энергосоюзу Марошем Шефчовичем. «К сожалению, европейская сторона попросила перенести переговоры на октябрь», — отметили в Минэнерго.

Комментируя ситуацию, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев сообщил, что представители Wintershall провели инспекцию ГТС Украины и предупредили, что система рухнет уже в 2019 году из-за недофинансирования ремонта, отсутствия запчастей для старинных советских компрессорных станций.

Тем не менее, как ранее заявлял глава «Газпрома» Алексей Миллер, компания готова и после 2019 года прокачивать через Украину около 10 – 15 млрд кубометров газа.

Завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин пояснил, что речь идет не об одной трубе. «В Украине большая система газопроводов и подземных хранилищ газа. Общая пропускная способность падает из-за отсутствия финансирования на поддержание, модернизацию и своевременный ремонт. Но и прежние объемы прокачки уже не нужны: сегодня транзитом через Украину уже поставляется примерно в два раза меньше газа, чем проектные мощности системы. Кончено, там нужно и трубы менять, и ремонтировать целые участки системы, и компрессоры более современные ставить. Сегодня украинская ГТС напоминает старый корабль: заплатку поставили, и он дальше поплыл — не быстро, но поплыл. Правда, инвесторов в этот актив с каждым годом найти все сложнее», — сказал Кулагин.

Кристина Кузнецова