Электромобилизация: новая гигафабрика и запрет ДВС

Tesla анонсировала строительство промышленного предприятия в американском Остине (Техас). На мощностях новой гигафабрики начнется масштабная сборка электрических кибертраков, которые, согласно планам Илона Маска, помимо Земли найдут применение и на Марсе, в рамках программы освоения и колонизации четвертой планеты от Солнца. В Техасе известный предприниматель намерен также построить порядка одной тысячи космических кораблей многоразового использования в течение десять лет, а к 2050 г. на Марс, по словам Маска, будет отправлено до 1 млн человек. На фоне происходящей на Земле климатической катастрофы освоение еще одной планеты поможет сохранить человечество как вид.

Тем временем в Великобритании спорят о дате прекращения продаж и запрета машин с двигателем внутреннего сгорания. Причем нефтедобывающий и перерабатывающий концерн Shell дает самый радикальный прогноз. Руководство компании считает, что это произойдет в Великобритании в течение ближайших десяти лет. Уже к 2030 г. в стране, при надлежащих стимулирующих мерах и соответствующих политических решениях, будет введен запрет на использование ДВС. Тогда как еще в начале текущего года британский премьер-министр Борис Джонсон анонсировал 2035 г. в качестве возможной даты для введения в действие такого решения, затем министерство транспорта Великобритании сообщило о перспективах полного отказа от двигателей внутреннего сгорания (включая гибриды) к 2032 г. Но летом 2020 г. стало ясно, что эта мера борьбы с климатическими изменениями должна быть предпринята раньше.  

Ускорение электромобилизации ставит под удар бизнес нефтяных компаний, поэтому ведущие европейские корпорации — Shell, BP и Total — уже готовятся к падению спроса на углеводороды и прекращению производства машин с ДВС уже в самые ближайшие годы. Руководство концерна Shell настаивает на необходимости стимулов со стороны британского правительства для покупателей электромобилей. Перед страной стоит задача скорейшего создания соответствующей инфраструктуры для зарядки электрокаров, а также развития электрических сетей и дополнительных генерирующих мощностей. 

Не так давно проведенное в Великобритании исследование показало уже существующую выгоду владения электромобилем по сравнению с машиной с двигателем внутреннего сгорания, но при условии долгосрочного владения — не менее 14 лет. Стоимость покупки нового электромобиля в 2020 г. и его использования на протяжении такого срока обойдется в 52,133 тыс. фунтов (примерно в 4,69 млн рублей), тогда как с ДВС — в 53,625 тыс. фунтов стерлингов (около 4,82 млн рублей). Исследование, учитывавшее все текущие параметры, помогло выявить узкие места и в том, и в другом случае. Так, эксплуатационные расходы, включая заправку и зарядку, страховку, транспортный налог, а также расходы на обслуживание и ремонт у электромобилей по факту оказались на 21% ниже. В частности, на 49% меньше оказался транспортный налог на электромобили, а их зарядка в Великобритании на 58% дешевле, чем заправка бензиновых машин. Однако страховка электромобилей из-за их высокой стоимости обходится британцам на 25% дороже. Поэтому британским властям есть над чем работать, чтобы обеспечить переход на электротранспорт в масштабах всей страны.

Тем временем автоконцерны ведут активную конкурентную борьбу за новый рынок и готовятся вывести в ближайшее время на рынок порядка 350 новых моделей электрокаров (включая гибриды). General Motors объявила о планах выпуска 20 новых моделей электромобилей к 2023 г. Многие автоконцерны делают сейчас акцент на разработке дешевых моделей электрокаров. Электромобилизация на фоне экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, оказалась стимулирующим фактором для поддержки бизнеса крупнейших автоконцернов. Так, например, Renault анонсировал выпуск новой модели электрокара дешевле 600 тыс. рублей. Сейчас покупка кибертрака Tesla, одной из самых популярных моделей электромобиля в России, обойдется от 4,1 млн рублей.

Мария Кутузова